Задача
В олимпиадах
Московская олимпиада (МОШ) — 2019
Раздел
Баллы
20
Темы
Свойства
Сложность
(4 оценок)
17.03.2019, 16:03 (Рита Голуб)
14.04.2019, 14:10
14.04.2019, 14:10
В начале 2000-х годов в мировой экономике накапливались значительные дисбалансы. Так, суммарный профицит счёта текущих операций за 5 лет с 2003 по 2007 год в Китае составлял \$900 млрд, большая часть из которых была направлена на покупку долгосрочных государственных облигаций США, а также долгов государственных ипотечных компаний. Также довольно большой спрос на эти бумаги предъявляли многие другие страны Азии, у которых суммарно профицит счёта текущих операций составлял \$600 млрд (из которых половина была потрачена на покупку бумаг в США), и страны ОПЕК, потратившие на покупку активов в США около \$100 млрд из \$700 млрд профицита счёта текущих операций.
- Объясните, что такое счёт текущих операций и почему его профицит позволяет покупать активы других стран.
- На фоне вышеуказанных событий в США все ставки процента (и долгосрочные, и краткосрочные) довольно сильно сократились, что стало беспокоить монетарные власти, поскольку оказывало стимулирующее воздействие на экономику и могло привести к росту инфляции. В ответ на это ФРС начала предпринимать стандартные меры сдерживающей монетарной политики, что непосредственно приводит к росту краткосрочных ставок. Объясните механизм, через который повышение краткосрочной ставки процента могло привести к росту долгосрочных ставок.
- Несмотря на то, что стандартная экономическая логика говорит о том, что долгосрочные ставки должны меняться вслед за краткосрочными, в США ставки по 10-летним облигациям не изменились после повышения ставок ФРС. Объясните, как данное поведение ставок может быть связано с профицитом счёта текущих операций в Китае, странах ОПЕК и других азиатских странах?
Все задачи этой олимпиады
10 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| GDP — это не всё | 20 |
| Балансировка бюджета и поддержка населения | 20 |
| Дисбалансы в мировой экономике | 20 |
| Максимальный профицит | 20 |
| Прорыв и стабильность | 20 |
11 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| Балансировка бюджета и поддержка населения | 20 |
| Дисбалансы в мировой экономике | 20 |
| Максимальный профицит | 20 |
| Политика отрицательных процентных ставок | 20 |
| Прорыв и стабильность | 20 |
5 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| Бесплатный сыр? — 5 класс | 20 |
| Время на задачки — 5 класс | 20 |
| Разве можно списывать?! — 5 класс | 20 |
| Справедливые пельмени вскладчину | 20 |
| Ягодный пирог — 5 класс | 20 |
6 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| Бесплатный сыр? — 6 класс | 20 |
| Время на задачки — 6 класс | 20 |
| Разве можно списывать?! — 6-7 класс | 20 |
| Справедливые пельмени вскладчину | 20 |
| Ягодный пирог — 6 класс | 20 |
7 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| Время составлять задачки | 20 |
| Два зайца против курения | 20 |
| Разве можно списывать?! — 6-7 класс | 20 |
| Страховая асимметрия? | 20 |
| Ягодный пирог — 7 класс | 20 |
8 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| Государство и дороги | 20 |
| Далёкая страна | 20 |
| Инвестирование | 20 |
| Прогрессивная или пропорциональная? | 20 |
| Стройка | 20 |
9 класс
| Задача | Баллы |
|---|---|
| Государство и дороги | 20 |
| Далёкая страна | 20 |
| Налог в модели межвременного выбора | 20 |
| Прогрессивная или пропорциональная? | 20 |
| Стройка | 20 |

Факультет экономических наук НИУ ВШЭ