Созидательное разрушение

В 2007 году компания Apple представила первую модель IPhone. С тех пор смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни: мы общаемся с друзьями, совершаем покупки, читаем новости и делаем многое другое с помощью этого устройства. В этой задаче мы обсудим то, как технологии создают и разрушают привычные нам элементы реальности.
В олимпиадах: 

Кредиторы

В развивающихся странах с высоким уровнем бедности привычные банковские услуги недоступны многим. В частности это касается получения займов — малообеспеченные люди в развивающихся странах часто не могут получить кредит, поскольку банки опасаются возможности невыплаты кредита. Функции банка во многом замещают кредиторы, которые выдают деньги под высокий процент своим односельчанам. К услугам кредиторов нередко обращаются и маленькие фирмы в бедных регионах — это позволяет им закупать оборудование и развивать производство в отсутствие доступа к банковским займам.
В олимпиадах: 

Фильм, фильм, фильм

Студенты совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ во время учёбы выбирают множество курсов. Выбор своего образовательного плана — далеко не лёгкая задача! В этой задаче мы попробуем понять, почему узнать, насколько полезен и эффективен образовательный курс, бывает так сложно.
В олимпиадах: 

Только сегодня, только для вас

Цена на товар далеко не всегда является фиксированной. Она может меняться в зависимости от поведения покупателя и времени покупки товара. В этой задаче мы обсудим различные варианты ценообразования и постараемся понять, почему они существуют параллельно.
В олимпиадах: 

Кривая производственных возможностей, альтернативная стоимость

Робинзон и Пятница находятся на необитаемом острове. Они собирают кокосы и ловят рыбу.
Робинзон за 1 час может собрать 20 кокосов или поймать 5 рыб. Пятница за 1 час может собрать 30
кокосов или поймать 6 рыб.
1) Определить альтернативную стоимость сбора одного кокоса и ловли одной рыбины для Робинзона и
Пятницы.
2) Кому следует собирать кокосы, а кому – ловить рыбу в случае, если Робинзон и Пятница решат
распределить обязанности и при этом им необходимо получить как можно больше рыбы и кокосов?

Сила слабых связей

Есть довольно важное наблюдение, что среди молодого поколения, если люди находят работу с помощью знакомств, то гораздо вероятнее (читайте как «чаще») люди находят ее с помощью знакомых, а не с помощью друзей/близких друзей. Приведите как минимум два объяснения этому феномену: одно статистическое и одно экономическое
Свойства задачи: 

Смертность европейцев влияет на качество институтов?

Институциональная экономика - подход в экономической науке, который исследует роль институтов, т.е. правил, норм и организаций в развитии экономики. Например, на что влияют защищенные права собственности и эффективная правовая система, правда ли что они увеличивают темпы экономического роста.
Свойства задачи: 

Эффекты дохода и замещения

Эффект замещения относится к ситуации, когда изменение цены одного товара приводит к изменению в силу того что рассматриваемый товар становится относительно дороже остальных. Например, если цена товара увеличивается, потребители переключаются на альтернативы дешевле, так как этот товар стал относительно дороже. Эффект дохода связан с изменением спроса на товар в результате изменения реального дохода потребителя. Если реальный доход потребителя увеличивается, то индивид будет потреблять больше или меньше конкретных товаров и услуг.

Люди (не) любят страдать?"

В эксперименте, который провели исследователи Рави Дхар и Келли Голдсмит ученые показали, что когда стимул формулируется в виде получения выгоды, люди имеют меньшую мотивацию выполнить задание, чем при формулировке в виде возможности избежать потерь. Так участникам были предложены несколько задач. В одном случае, участники получали начальную сумму в размере \$200 и были предупреждены, что за каждую не выполненную задачу из этой суммы будет вычитаться \$25.
Свойства задачи: 

Одиночество - плохо для экономики?

За последние 100 лет выросло количество домохозяйств, которые состоят из одного человека. Это касается разных экономик мира и всех возрастных групп. Исследователи дают объяснения, почему так происходит. Кто-то связывает это с урбанизацией, что чаще молодые люди уезжают в большой город, кто-то с ростом благосостояния населения в целом, а кто-то с ростом “осознанности” населения. Так или иначе причины зависят от страны про которую идёт речь, возвратной группы и достатка, при этом не всегда связано с чем-то негативным.
Свойства задачи: