Студенты совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ во время учёбы выбирают множество курсов. Выбор своего образовательного плана — далеко не лёгкая задача! В этой задаче мы попробуем понять, почему узнать, насколько полезен и эффективен образовательный курс, бывает так сложно.

Университеты X и Y решили проанализировать влияние онлайн-курса по истории кино на студентов, но сделали это разными способами. В университете X курс сделали факультативом, то есть курсом по выбору, на который могут записаться все студенты университета. В университете Y доступ к материалам курса дали случайно выбранным студентам, проживающим в общежитии университета Y. В общежитии проживают около половины студентов университета Y. До и после прослушивания курса все студенты университета написали одинаковые по уровню сложности тесты по истории кино, оцениваемые по 100-балльной шкале.

Интересный факт. В 2022-2023 учебном году студенты совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ могли записаться сразу на два курса, связанных с историей кино — «Русская философия XIX-XX вв. для кинематографа: от слова к образу» и «Кино на ощупь: история и практика».

а) Студенты университета X, прослушавшие онлайн-курс, написали тест по истории кино в среднем на 80 баллов из 100, в то время как не прослушавшие курс студенты написали тест в среднем на 40 баллов из 100. Можно ли сказать, что онлайн-курс повысил знание истории кино у студентов? Если вы считаете, что можно, аргументируйте свой ответ. Если вы считаете, что нельзя, приведите альтернативное объяснение полученных результатов.
б) Стажёрка-исследовательница лаборатории университета X Настя предложила альтернативный метод оценки полезности курса по истории кино. Настя хочет сравнить то, как студенты, прослушавшие курс до конца, справились с одинаковыми по уровню сложности тестами по истории кино до прослушивания курса и после. Почему метод, предложенный Настей, может плохо оценивать эффект онлайн-курса? Приведите две причины.
в) В университете Y результаты теста после прослушивания курса оказались в среднем одинаковыми у студентов, которые имели доступ к материалам курса, и у тех, кто доступа к курсу не имел. Могло ли так получиться, если курс действительно улучшает знание истории кино, а тест его объективно проверяет? Если вы считаете, что могло, аргументируйте свой ответ. Если вы считаете, что нет, предложите альтернативное объяснение того, что результаты оказались в среднем одинаковыми.