Производительность труда

Динамично развивающаяся фирма по производству электрокаров нового поколения «E-car» приобрела постепенно затухающий завод «БензГазТрактор». До заключения этой сделки производительность труда в «E-car» составляла $400$ тыс. руб. в год, а на покупаемом старом заводе $–$ $100$ тыс. руб. После покупки завода производительность труда в обновленной фирме «E-car» составила $425$ тыс. руб.

Тренд на примитивность

В последние годы в мире наблюдается глобальный тренд на примитивизацию (упрощение) контента. Люди отказываются от текстовых блогов в пользу картинок и видео (LiveJournal $\rightarrow$ Instagram $\rightarrow$ TikTok), вместо обычных постов выкладывают stories, вместо новостей листают мемы, вместо фильмов смотрят короткие, но несодержательные ролики. Многие образовательные проекты отказываются от классических форматов лекций и уроков в пользу коротких обучающих видео.

(a) Как вы можете объяснить этот глобальный тренд с точки зрения экономики?

Юнит-экономика

Вы написали книгу и желаете на ней заработать. План в том, чтобы продавать по цене $p$ доступ к электронной версии книги через специально созданный сайт. Фиксированные затраты на разработку сайта равны $F$. Посетители попадают на сайт, кликая на контекстную рекламу, размещённую Google на других страницах Интернета. За каждый клик вы должны заплатить Google цену $c$. Всего в рекламу вы инвестируете сумму $I$. Обозначим уровень конверсии сайта через $\alpha$, $0\leq \alpha\leq 1$.

Большая разница

Население города Москва составляет 12 млн человек (из них трудоустроены 50%), население города Кызыл – 120 тысяч (трудоустроено 25%). Средняя зарплата работника в Москве равна 100 тыс. рублей, в Кызыле – 40 тыс. рублей. Стоимость жизни в Москве примерно на 25% больше, чем в Кызыле. (Все величины округлены, но имеют верный порядок.) На сколько процентов уровень жизни (средние доходы) в Москве больше чем в Кызыле?

Теплоэлектроцентраль

Рассмотрим водоснабжение фермера водой для полива.

Есть емкость с холодной водой (температура 10 градусов). Емкость достаточно большая, но воды налито всего 30 кубометров.

В емкость начинают заливать горячую воду, температура 90 градусов. Каждый день в течение месяца в 12:00 выливают по 1 кубометру.

Издержки на натуральный налог

Фермер выращивает и продает топинамбур.

Для производства используются уже нанятые на месяц два человека, работающих каждый на своем поле, а также одна лейка.

У каждого работника есть 200 часов рабочего времени в месяц. За час без лейки первый работник может вырастить 10 кг топинамбура, второй – только 5. Если лейку будет использовать первый работник, то он сможет выращивать 50 кг топинамбура/час, а если лейкой воспользуется второй работник, то его производительность достигнет 10 кг топинамбура/час.

Совершенный конкурент и монопсонист

Фермер выращивает и продает на совершенно-конкурентном рынке города M топинамбур.

Для производства одной партии (может быть нецелой) используется аренда поля и труд пяти работников.

Есть огромное множество одинаковых полей. Государство решает поддержать отечественного производителя, а потому позволяет бесплатно выращивать на полях. Однако чем дальше поле располагается от города M, тем дороже выходит доставка. Таким образом, издержки на доставку с первого поля составляют 3000 руб/день, с каждого последующего на 2000 рублей дороже.

Быстро стыбзил и ушёл...

В городе Г. проживает 120 непрерывных жителей, 20 из которых являются членами правительства, у которых нет денег и которые не участвуют в купле билетов и 100 обывателей, имеющих по 100 рублей каждый. В один прекрасный день в город приехал гражданин М. , и стал предлагать обычным жителям купить лотерейный билет МММ, обещая гарантированный выигрыш в 1 млн.рублей. Спрос на товар гражданина М. составил $Q_d=100-P_d$. В тот же момент в город съехалось очень много таких бизнесменов, и рынок изначально стал совершенно конкурентным.

Яретации

Господин Яретации хочет открыть бизнес по продаже жемчужин. Это очень долгий кропотливый процесс, который происходит следующим образом: сначала необходимо купить на черном рынке жемчужины диаметра 1, по цене рубль за килограмм. В силу моды и тенденций, на конечном рынке потребители готовы купить сколько угодно жемчужин, так же по цене 1 рубль за кг, но только диаметра $ 1/(2^k), k>0 $, жемчужины другого диаметра сейчас не ценятся.

Легенда №14

В стране всероснутой, после раздачи дипломов большинству ее жителям, начался резкий экономический подъем. Единственный товар, который продается в этой стране это футболки с эмблемой всем известного университета ШЭР. Король страны не особо любил футболки ШЭР, и поэтому решил обложить их производство потоварным налогом на потребителя.