Задача

В олимпиадах

Московская олимпиада (МОШ) — 2019

Раздел

Баллы

20

Темы

Свойства

Сложность

9
Средняя: 9 (3 оценок)
17.03.2019, 17:03 (Рита Голуб)
14.04.2019, 14:06


(0)
Начиная с 2009 года центральные банки Швеции, Дании, Швейцарии, Японии, а также Европейский центробанк проводят политику отрицательных процентных ставок (далее NIRP — Negative Interest Rate Policy), опуская ниже нуля или непосредственно ключевую ставку, или ставку по депозитам, которые коммерческие банки размещают в ЦБ. Иными словами, в условиях политики NIRP центробанк «штрафует» банковский сектор за депонирование средств на своих счетах, заставляя вместо этого увеличивать объёмы кредитования. Отрицательные номинальные ставки — относительно новое явление в монетарной политике.

  1. Если вы обратили внимание, в условии задачи перечислены развитые страны и ни одной развивающейся. Почему ставка процента в развитых экономиках обычно ниже, чем в развивающихся?
  2. В каких случаях (достаточно двух) и почему ЦБ может осуществлять политику NIRP и устанавливать не просто низкую ключевую или депозитную ставку, а ниже нуля? Как политика NIRP поможет в этих случаях ЦБ достичь своих целей?
  3. Даже если ЦБ установит отрицательную депозитную ставку, ставка по розничным депозитам останется, с большой вероятностью, положительной. Объясните, почему отрицательные депозитные ставки почти не транслируются в отрицательные процентные ставки по вкладам. Какими способами можно ослабить этот эффект?
  4. Какие риски для финансовой системы страны могут возникнуть на фоне реализации политики NIRP?
  5. Результативность проводимой политики NIRP зависит от множества макропараметров. Прокомментируйте, как эффективность NIRP может зависеть от следующих характеристик экономики:
    • отношение наличности к ВВП;
    • размер гарантированного государством пенсионного обеспечения.

Все задачи этой олимпиады

10 класс
ЗадачаБаллы
GDP — это не всё20
Балансировка бюджета и поддержка населения20
Дисбалансы в мировой экономике20
Максимальный профицит20
Прорыв и стабильность20
11 класс
ЗадачаБаллы
Балансировка бюджета и поддержка населения20
Дисбалансы в мировой экономике20
Максимальный профицит20
Политика отрицательных процентных ставок20
Прорыв и стабильность20
5 класс
ЗадачаБаллы
Бесплатный сыр? — 5 класс20
Время на задачки — 5 класс20
Разве можно списывать?! — 5 класс20
Справедливые пельмени вскладчину20
Ягодный пирог — 5 класс20
6 класс
ЗадачаБаллы
Бесплатный сыр? — 6 класс20
Время на задачки — 6 класс20
Разве можно списывать?! — 6-7 класс20
Справедливые пельмени вскладчину20
Ягодный пирог — 6 класс20
7 класс
ЗадачаБаллы
Время составлять задачки20
Два зайца против курения20
Разве можно списывать?! — 6-7 класс20
Страховая асимметрия?20
Ягодный пирог — 7 класс20
8 класс
ЗадачаБаллы
Государство и дороги20
Далёкая страна20
Инвестирование20
Прогрессивная или пропорциональная?20
Стройка20
9 класс
ЗадачаБаллы
Государство и дороги20
Далёкая страна20
Налог в модели межвременного выбора20
Прогрессивная или пропорциональная?20
Стройка20