Задача

В олимпиадах

Открытый чемпионат школ по экономике — 2018

Раздел

Темы

Сложность

0
Голосов еще нет
13.05.2019, 19:08 (Дарья Елицур)
13.05.2019, 19:34
В одной школе на окраине столицы всё хорошо, но вот только хромает дисциплина. Представьте: каждое утро сразу 4 ученика 9 «А» класса опаздывают на первый урок: Серёжа, Антон, Миша и Коля. В классе очень много ребят, поэтому мест на опоздавших остаётся немного: всего 4 – две парты в левом ряду (по 2 места каждая – у окна и у прохода) – первая и последняя.

Как и в любом нормальном классе, у ребят различаются предпочтения в вопросе того, где и с кем сидеть, ведь кто-то любит сидеть сзади и болтать с соседом по парте, а кому-то безразлично, где сидеть, лишь бы списать удалось. Предпочтения ребят устроены не так уж и просто: к примеру, для Миши в первую очередь важно сидеть вместе с Антоном (назовём это желанием 1 степени важности), чуть меньше его волнует то, что он любит сидеть сзади (желание 2 степени важности), и еще чуть меньше – то, что он любит сидеть у прохода (желание 3 степени важности), потому что часто выбегает попить. То есть для Миши лучше сидеть с Антоном спереди, чем с Колей или Сережей сзади, а если Мише удаётся сидеть вместе с Антоном, то лучше сзади (даже у окна), чем спереди, и т.д.

Предпочтения всех опоздавших (где и с кем сидеть) описываются следующим образом:

Будем называть итоговую рассадку школьников неэффективной, если опоздавшие могут перераспределить между собой эти 4 места так, чтобы хотя бы одному из них стало лучше, а остальным – не хуже. В противном случае рассадку будем называть эффективной.

(a) Приведите пример неэффективной рассадки и обоснуйте её неэффективность. Приведите пример эффективной рассадки и обоснуйте её эффективность. Сколько всего существует эффективных и неэффективных рассадок?
Взаимодействие между мальчиками происходит последовательно: первым в 9:05 приходит Миша и занимает какое-то место. Затем в 9:20 прибегают Коля и Антон, Мальчики договариваются о том, кто из них куда сядет, причем если они захотят сесть на одно и то же место, то Коле придётся уступить Антону и выбрать другое место, потому что он зачастую у него списывает и не хочет с ним спорить лишний раз. Наконец, в 9:30 прибегает Серёжа – самый сильный мальчик в классе, который без промедления занимает единственное оставшееся свободное место. Однако если Серёже не понравится это место, то он может быстро поменяться своим местом с любым из опоздавших.

(б) Все опоздавшие действуют рационально, зная о порядке взаимодействия и о предпочтениях других. Определите, может ли Миша в итоге оказаться сзади? Как в итоге рассядутся мальчики? Обязательно ли итоговая рассадка будет эффективной?