Перераспределение в уездном городе N.

Игната Никитина избрали мэром уездного города N., и он дал предвыборное общение провести перераспределительную политику. Ему известно, что суммарные доходы всех жителей города составляют $I=320$ тыс. д. е., а население города составляет $N=160$ тыс. человек. Также ему известно, что кривая Лоренца в городе N. задается следующим образом:

$$y=\left\{\begin{matrix}
\frac{3}{4} x ; & x \leq \frac{3}{4} & \\
x^2 ; & \frac{3}{4} \leq x \leq 1 &
\end{matrix}\right.$$

На ответ дается 30 секунд

У Фаско Жрека есть два занятие - рассказ сказок и фантазирование. С помощью них он производит деньги (x) и завлекает людей (y). Но так вышло, что на все эти занятия у него есть всего лишь-то одна сотня лет. Если он потратит $L_{x}$ сотен лет, рассказывая сказки, то сможет нарассказывать на $\sqrt{L_{x}}$ денег, если $L_{y}$, то на $\sqrt{L_{y}}$ людей. Если он будет тратить часть времени на фантазирование, то за одну сотню лет заработает либо $x$ денег, либо завлечет $y$ людей, либо любую комбинацию про постоянных альтернативных издержках.

Огурцовый союз

В стране "Центробежная Сила Камбоджи" есть два персонажа - Первый и Второй. Оба персонажа питаются исключительно огурцами первого и второго вида. Полезности обоих персонажей выглядят так: $U_{i} = X_{i}*Y_{i}$, где X - первый огурец, Y - второй. У Первого есть 100 огурцов первого типа и ноль второго, а у Второго было ноль первого и 100 второго.

(а) Пусть персонажи взаимодействуют по Курно (то есть, первый и второй одновременно решают сколько огурцов будут предлагать на рынок). Найдите равновесие и цену огурца первого типа, относительно второго.

Высотка

Месячная плата за аренду квартиры в доме 302-бис по Большой Садовой складывается из трёх компонент. Во-первых, качество и расположение самого дома: потенциальные арендаторы оценивают его в $40$ тыс. рублей. Во-вторых, вид из окна: за каждый следующий этаж выше первого жильцы готовы платить на $500$ рублей больше, чем за предыдущий. И в-третьих, среднее время ожидания плюс передвижения на лифте (в одну сторону): каждые $10$ секунд этого времени понижают ценность жилья в глазах арендаторов на $1000$ рублей.

Сорбет

В некоторых ресторанах применяется такая практика: между основными блюдами гостям подают небольшую порцию сорбета, обычно лимонного. Вместо того чтобы включать сорбет в итоговую стоимость заказа, брать с посетителей деньги за это не принято. С точки зрения экономики, в чём смысл данной практики? Какой сигнал ресторан таким образом посылает клиентам?

Маржа и наценка

Пусть $c$ – себестоимость производства некоторого товара (cost), а $s$ – цена (selling price), по которой фирма его продаёт. Тогда $(s-c)$ есть прибыль от продажи одной единицы этого товара. Определим два понятия: валовую маржу $GPM$ (gross profit margin) и наценку $m$ (mark-up) следующим образом:
$$GPM=\frac{s-c}{s}\ \ \ \text{и}\ \ \ m=\frac{s-c}{c}.$$ (a) При заданных $c$ и $s$ что больше: маржа или наценка?

В антракте

Если большая семья выбирается в театр, то в антракте она обязательно посещает буфет, где покупает бутерброды с белой и красной рыбой. Бутерброд с белой рыбой стоит $p_X=250$ рублей, бутерброд с красной рыбой стоит $p_Y=100$ рублей. Функция полезности семьи имеет вид $u(x, y) = a \ln x + \ln y$, где $x$ и $y$ – количества купленных бутербродов с белой и красной рыбой соответственно, $a$ – некоторая положительная константа. При этом, если на буфет у семейства отведено $5000$ рублей, то бутербродов с белой рыбой будет куплено $10$ штук.

Монолайн и Гигафон

Сотовые операторы Монолайн и Гигафон борются за абонентов города N, численность которых всего $200$ тысяч. Если в течение года ни Монолайн, ни Гигафон не устраивают в городе рекламных компаний, то каждый оператор получает $50\%$ рынка. Такая же ситуация складывается, когда оба оператора проводят рекламные компании. Если же только один из операторов рекламирует свои услуги, то ему достаются $75\%$ всех абонентов города, в то время как его конкуренту – оставшиеся $25\%$. Обычные операционные затраты каждого оператора в городе N составляют $500$ млн рублей в год.

Юнит-экономика

Вы написали книгу и желаете на ней заработать. План в том, чтобы продавать по цене $p$ доступ к электронной версии книги через специально созданный сайт. Фиксированные затраты на разработку сайта равны $F$. Посетители попадают на сайт, кликая на контекстную рекламу, размещённую Google на других страницах Интернета. За каждый клик вы должны заплатить Google цену $c$. Всего в рекламу вы инвестируете сумму $I$. Обозначим уровень конверсии сайта через $\alpha$, $0\leq \alpha\leq 1$.

Всё тайное становится явным

В порядковой (ординалистской) теории полезности есть два утверждения, которые постоянно применяются и в теоретических рассуждениях, и при решении задач, однако крайне редко доказываются. На эти доказательства не находится времени ни в школьной экономике, ни в экономических бакалавриатах. Кроме того, эти утверждения предпочитают давать без доказательства и авторы большинства учебников.