Задача

В олимпиадах

Высшая проба (Олимпиада ВШЭ) — 2015

Раздел

Баллы

20

Темы

Свойства

Сложность

4
Средняя: 4 (2 оценок)
19.02.2015, 18:57 (Данил Фёдоровых)
04.01.2017, 23:19
Прочитайте два текста и ответьте на вопросы.

Текст 1.

В I квартале 2014 г. экономика еврозоны выросла всего лишь на 0,2%, а годовой уровень инфляции опустился в мае до 0,5% - намного ниже целевого ориентира Европейского центрального банка (ЕЦБ) в 2%. Поэтому в июне 2014 г. ЕЦБ понизил базовую ставку рефинансирования в еврозоне с 0,25% до 0,15% годовых (исторический минимум). Кроме того, ЕЦБ понизил ставку по депозитам overnight с нуля до минус 0,1%. Речь идёт о ставке процента, по которой коммерческие банки размещают свободные резервы на счетах ЕЦБ сроком на сутки. В сентябре ЕЦБ понизил эту ставку с (-0,1%) до (-0,2%). Отрицательные номинальные ставки процента устанавливались и раньше, например, шведским банком Riksbank в 2009 г. и центробанком Дании в 2012 г. В январе 2015 г. центробанк Швейцарии понизил аналогичную ставку с (-0,25%) до (-0,75%).
А) Почему центральные банки устанавливают и понижают отрицательные ставки процента? Объясните механизм действия таких мер.

Текст 2.

Как-то встретился Иван, который работал директором деревенского сельхозпредприятия, с другом экономистом Александром и жалуется ему: «Еле пережил кризис, а в 2010 году случилась засуха, переработчики перестали рассчитываться "живыми" деньгами. Придётся резать племенной скот, чтобы рассчитаться с долгами по зарплате сотрудникам за три месяца. Деньги в сельском хозяйстве приходят лишь после продажи урожая осенью, в остальное время денег нет, только затраты». Тогда Александр предложил Ивану ввести свою валюту: "У тебя есть товарные остатки? Деревенские в магазине в долг покупают? Что если мы долговую тетрадку уберём, а на объем товарной массы выпустим товарные талоны. Но в отличие от обычных денег талоны будут устаревать, как любой товар». Иван согласился. Талоны напечатали в городской типографии. Объем высчитали так: выпустили на половину товарных остатков в магазине. По деревне развесили объявления: можете приобрести талоны, пользоваться ими не обязательно, а по желанию. У вас есть 28 дней, потом они дешевеют на 2%, правило для всех - и для предприятия, и для магазина, и для вас. График старения был напечатан на каждом талоне, а продавать их начали в бухгалтерии (аванс сотрудникам выдавали талонами). У многих в деревне были бытовые долги - одалживались у соседа, бабушки, милиционера. Зарплат не было, поэтому росло социальное напряжение. И у Александра кто-то спросил: а могу я по своим долгам этими талонами рассчитаться? Он ответил: «Отведи его в магазин и спроси, что ему надо, затем ему на талоны этот товар купишь». Это помогло.
Постепенно люди в деревне стали использовать талоны. За год каждый талон обернулся три раза. В результате жители деревни стали искать новые способы зарабатывать или тратить. Для всего внешнего мира товарные талоны были не более чем фантики, но в деревне они расходовались на товары и услуги местных производителей. За два года использования талонов внутренний товарооборот хозяйства вырос в 12 раз, производительность — на 20%, а средняя зарплата на 18%. Долги по зарплате исчезли.
Б) Почему в результате использования товарных талонов выросли товарооборот, производительность и средняя зарплата, а долги по зарплате исчезли?
В) Сформулируйте проблемы, рассматриваемые в каждом тексте, и предлагаемое решение указанных вами проблем.
Г) Существует ли связь между двумя текстами? Определите, на какие экономические показатели могут воздействовать меры, рассмотренные в обоих текстах.