Мебельная фирма А производит спальные гарнитуры под торговой маркой "Альфонс", конкурируя с фирмой Б, которая производит спальные гарнитуры под торговой маркой "Бетти". Министерство здорового сна объявило, что покупает 5000 спальных гарнитуров "Альфонс" по рыночной цене, если только она не превысит 5000 рублей за штуку. Как в результате этого изменится объём продаж гарнитуров "Бетти", учитывая, что фирма А обязана продавать свои гарнитуры по единой цене всем покупателям.

Найдите ошибку в следующем решении:
"Альфонс" и "Бетти" – товары-заменители; в результате роста спроса "Альфонс" подорожает, и некоторые потребители переключатся на "Бетти"; объём продаж "Бетти" вырастет.

Комментарии

видимо лажа в том, что дуополист (правильно я понимаю?) сам устанавливает цену, и после продажи госзаказа не захочет терять свою долю негосударственного рынка, подняв цену.
Давай рассматривать однопериодную модель; фирма А просто устанавливает цену и продаёт по ней всем, кто готов по ней купить. Анализируем сравнительную статику: чем отличается ситуация, в которой есть государство, от ситуации, в которой его нет.
А может быть такое, что госзаказ производится отдельно, не влияя на рынок? Или это соответствует росту величины спроса на 5000 при цене, меньшей либо равной цене, которую предлагает государство? В принципе, в задачах на госзаказ скорее применим второй вариант.

И, кстати, в представленном решении не учтено, что вырастет предложение спальных гарнитуров.

В каком смысле "вырастет предложение спальных гарнитуров"? Если ты про дополнительных производителей, то считаем, что их нет.
ок, будем действовать по второму варианту. Но в принципе госзаказ уже как бы принят, и если вдруг равновесие монополиста будет выше цены госзаказа, то непонятно что делать
а фирма может отказаться от госзаказа?
Ребята, я внёс уточнение в условие.
Может быть госзаказ не повлияет на ту обстановку сложившуюся на рынке. Может это также как и простой потребитель (Но отдельно) от всего другого рынка. Да сразу противоречие с теми 5000 руб. , но в задаче есть условие , что фирма А не может изменить цену. Видимо на спрос этот госзаказ не повлияет. Но есть предположение , что если это МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВОГО СНА , то изменятся предпочтения покупателей т.е. Фирма А производит мебельную гарнитуру лучше чем фирма Б. Только тогда может быть спрос на товары фирмы Б упадет.
А с ошибкой ( не знаю) , но может быть если эти фирмы производят товары заменители, а Альфонсу просто не- выгодно поднимать цены. Может она вовсе не поднимится. А останится на том же уровне.
"Рыночная" цена - не значит "экзогенная". Если структура рынка - несовершенная конкуренция, то продавец сам устанавливает цену. Она от этого не перестаёт быть рыночной.
Это вы про ошибку в задаче?
это я про Вашу фразу "в задаче есть условие , что фирма А не может изменить цену"
Ну, конечно , цена может быть единой ну как сказать одинаковой, но сам то продавец поднимать её может.
Если предполагать, что цены мебельной фурнитуры меньше 5000 руб, тогда Альфонс поднимет цену на госзаказ , а цену рыночную не изменит. Но ведь если цены мебельной фурнитуры больше чем 5000 руб , тогда Фирме А придется снижать цены.
Я написал в условии, что фирма А устанавливает только одну цену, и продаёт по ней всем покупателям.
Но вот эти рассуждения не подходят?
"Но есть предположение , что если это МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВОГО СНА , то изменятся предпочтения покупателей т.е. Фирма А производит мебельную гарнитуру лучше чем фирма Б. Только тогда может быть спрос на товары фирмы Б упадет."
О, я только сейчас понял Вашу мысль: покупатели не владеют полной информацией о качестве спальных гарнитуров двух фирм; то, что такая солидная контора, как Министерство здорового сна, выбрала "Альфонс", служит для них сигналом о высоком качестве "Альфонса", что повышает спрос на него и снижает спрос на "Бетти".
Это хорошая идея! Однако можно найти ошибку в предложенном решении, даже если предполагать, что покупатели всё знают про эти гарнитуры, и решение государства не влияет на их предпочтения.
а госзаказ предназначен не для тех людей, которые предъявляли спрос на спальные гарнитуры до этого?))
будем считать, что нет:)
Есть мысль , но она не моя нельзя присуждать себе другие предположени :) .
Может быть если это госзаказ большой фирме А не хватит мощностей на производство дополнительных гарнитуров.
Тогда фирма Б станет монополистом на рынке и спрос увеличится.
На рынке чего? Государству нужны только "Альфонсы"
Это получается, что госзаказ может адресоваться и фирме Б если не хватит ресурсов у фирмы А?
нет, фирма Б не умеет производить "Альфонсы". Будем считать, что рассматривается достаточно большой период времени, так что фирма А может произвести сколько угодно "Альфонсов"
нет, Алексей, фирма А может оставить себе такую же прибыль, не принимая госзаказ, дак с какой радости тогда она уйдет с рынка?!
Может быть но в условии не сказано, что фирма А может отказаться от госзаказаю. Здесь наверно надо уточнить.
Все сделки предполагаются добровольными.
Я уже не знаю что предположить.Есть решение я уверен. Но разве не может все остаться на своих местах и объем не изменятся у фирмы Б.
мб так:
в результате роста спроса на товар А его цена увеличится, поэтому СПРОС на товар Б возрастет, поэтому цена на него возрастет, а с новым оптимальным выпуском будет непонятно что: он может как увеличиться, так и уменьшиться.
хотя нет, ведь тогда выпуск тоже должен увеличиться... ой, запутался по полной)))
Итак, нужно решить следующую задачу. Пусть спрос на продукцию монополиста вырос, то есть при каждой цене теперь готовы купить больше, чем при этой же цене раньше. Как изменятся цена и количество, максимизирующие прибыль монополиста?
По-моему приблизительно такой вопрос встречался уже где-то в виде multiple response. Ах да, и еще в Лёшиных четырех вопросах про монополию)
Как изменится цена мы с Александром уже говорили. А если это долгосрочный период кол-во товара фирма Б будет увеличивать. Я думаю это ей будет более экономически выгодно, но до того момента каогда с госзаказом будет покончено у фирмы А. Тогда только фирма Б поставит все обратно.
увеличатся, ибо MR сдвинется вправо, а MC не убывают, тогда равновесие сместится вправо-вверх
Ты сам приводил спрос с нулевой предельной выручкой, а теперь представь, что ему предшествовал линейный спрос касающийся этого. Ну и куда тогда сдвинулся график MR?:)
А кто сказал, что MC не убывают?
блин, действительно)))) дак тогда вообще непонятно что случится, ответ зависит от вида функций спроса и издержек?!
все ок, разобрался, прочитав 4 вопроса про монополию
Ну так отсюда недалеко и до решения данной задачи
.
Я думаю это решение похоже с решением в условии :). Может Гриша подсказку сделает :).
в принципе, если в изначальном равновесии цена А больше 5000, то ничего не изменится
а иначе выпуск А увеличится меньше чем на 5000, а цена увеличится
(это все при возрастающих MC)
значит некая часть негосударственных потребителей останется без А
но... вырастет ли тогда спрос на товар Б?..
эх, надо перечитать модель дуополии...))
Так как перед нами модель дуополии, то
1)Равновесная цена у двух фирм без госзаказа одинакова. (Фирмы ведут постоянное соперничество, и, если сговор не возможен, выберут цену при которой
их прибыль равна нулю.)

Далее есть два случая: равновесная цена выше 5000-ничего не изменится.
Но, если равновесная цена ниже 5000, у фирмы А появляется альтернатива получению нулевой прибыли. Установив цену в 5000, она лишиться всех клиентов,
но прибыль от госзаказа будет положительной.

Фирма Б в таком случае получает всех клиентов. Скорее всего она будет максимально приближать свои цену к 5000, чтоб тоже получать положительную прибыль.

Прибыль фирмы Б станет больше нуля, но вот объем продаж может, как увеличиться за счет клиентов фирмы А, так и уменьшиться(цена выросла, а далее работает закон спроса).

Моделей дуополии бывает много. Ваш вывод о том, что прибыли будут равны нулю, верен тогда, когда в модели Бертрана фирмы продают однородный продукт, имеют постоянные и одинаковые предельные издержки. Исходя из условия задачи, первая предпосылка нарушена точно, а про вторую и третью ничего не сказано. Всё, что мы можем понять из условия, это то, что спрос на продукцию одной фирмы растёт по цене другой.
Что-то подобное ,но неправильное по ходу писал я выше.
А что если расмотреть ситуацию вот так:
Фирмы А и Б выбрали оптимльное Q до госзаказа по рыночной цене. Если фирме А выгоден гос заказ, то есть прибыль больше при цене 5000, она примет его. Но при этом лишиться части клиентов, эти клиенты отправяться в фирму Б, так как товары- заменители. Но будет ли Б продавать больше, ведь она выбрала оптимальный Q; так спрос на ее продукцию увеличился, она быдет поднимать P, пока количество спроса по цене ни станет равно оптимальной Q. Объем продаж не изменится.
Каждая фирма выбирает и цену на свою продукцию, и объём производства. Если спрос поменялся, то может поменяться и оптимальный объём производства.
Фирма А может продавать государству и дешевле, чем по 5000. Например, по старой цене: так она не потеряет ни одного клиента. Вопрос в том, что ей выгоднее.