Мебельная фирма А производит спальные гарнитуры под торговой маркой "Альфонс", конкурируя с фирмой Б, которая производит спальные гарнитуры под торговой маркой "Бетти". Министерство здорового сна объявило, что покупает 5000 спальных гарнитуров "Альфонс" по рыночной цене, если только она не превысит 5000 рублей за штуку. Как в результате этого изменится объём продаж гарнитуров "Бетти", учитывая, что фирма А обязана продавать свои гарнитуры по единой цене всем покупателям.
Найдите ошибку в следующем решении:
"Альфонс" и "Бетти" – товары-заменители; в результате роста спроса "Альфонс" подорожает, и некоторые потребители переключатся на "Бетти"; объём продаж "Бетти" вырастет.
Комментарии
И, кстати, в представленном решении не учтено, что вырастет предложение спальных гарнитуров.
А с ошибкой ( не знаю) , но может быть если эти фирмы производят товары заменители, а Альфонсу просто не- выгодно поднимать цены. Может она вовсе не поднимится. А останится на том же уровне.
"Но есть предположение , что если это МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВОГО СНА , то изменятся предпочтения покупателей т.е. Фирма А производит мебельную гарнитуру лучше чем фирма Б. Только тогда может быть спрос на товары фирмы Б упадет."
Это хорошая идея! Однако можно найти ошибку в предложенном решении, даже если предполагать, что покупатели всё знают про эти гарнитуры, и решение государства не влияет на их предпочтения.
Может быть если это госзаказ большой фирме А не хватит мощностей на производство дополнительных гарнитуров.
Тогда фирма Б станет монополистом на рынке и спрос увеличится.
в результате роста спроса на товар А его цена увеличится, поэтому СПРОС на товар Б возрастет, поэтому цена на него возрастет, а с новым оптимальным выпуском будет непонятно что: он может как увеличиться, так и уменьшиться.
а иначе выпуск А увеличится меньше чем на 5000, а цена увеличится
(это все при возрастающих MC)
значит некая часть негосударственных потребителей останется без А
но... вырастет ли тогда спрос на товар Б?..
эх, надо перечитать модель дуополии...))
1)Равновесная цена у двух фирм без госзаказа одинакова. (Фирмы ведут постоянное соперничество, и, если сговор не возможен, выберут цену при которой
их прибыль равна нулю.)
Далее есть два случая: равновесная цена выше 5000-ничего не изменится.
Но, если равновесная цена ниже 5000, у фирмы А появляется альтернатива получению нулевой прибыли. Установив цену в 5000, она лишиться всех клиентов,
но прибыль от госзаказа будет положительной.
Фирма Б в таком случае получает всех клиентов. Скорее всего она будет максимально приближать свои цену к 5000, чтоб тоже получать положительную прибыль.
Прибыль фирмы Б станет больше нуля, но вот объем продаж может, как увеличиться за счет клиентов фирмы А, так и уменьшиться(цена выросла, а далее работает закон спроса).
Фирмы А и Б выбрали оптимльное Q до госзаказа по рыночной цене. Если фирме А выгоден гос заказ, то есть прибыль больше при цене 5000, она примет его. Но при этом лишиться части клиентов, эти клиенты отправяться в фирму Б, так как товары- заменители. Но будет ли Б продавать больше, ведь она выбрала оптимальный Q; так спрос на ее продукцию увеличился, она быдет поднимать P, пока количество спроса по цене ни станет равно оптимальной Q. Объем продаж не изменится.
Фирма А может продавать государству и дешевле, чем по 5000. Например, по старой цене: так она не потеряет ни одного клиента. Вопрос в том, что ей выгоднее.