29.06.2015, 00:29
На сайте с 2014 г. (блог)
Особенности монополизированного рынка:

  1. Товар на рынке производит одна фирма, покупателей же большое количество
  2. Предлагаемый товар уникален, не имеет близких заменителей
  3. Барьеры входа/выхода на рынок очень высокие (патенты, наличие на рынке государственной монополии...)
  4. На данном рынке отсутствуют стратегическое поведение фирм и неценовая конкуренция, ибо на нем работает всего лишь одна фирма, обладающая монопольной властью. Покупатели же такой властью не обладают.
  5. Информированность на данном рынке неполная - на нем присутствует асимметрия информации

Монополия и максимизация прибыли

Для фирмы-монополиста рыночный спрос на производимый ею товар совпадает со спросом на продукцию данной фирмы.

На рынке, где царствует монополист, не существует кривой предложения производимого товара.

Фирма максимизирует свою функцию прибыли ($\pi=P{рын}(Q)\cdot Q - TC(Q)$), находит оптимальный объем выпуска $Q^*$, затем, исходя из готовности покупателей платить, выбирает оптимальную цену на свою продукцию.

Пример 1
Спрос на продукцию монополиста задан функцией $Q(P)=100-P$, издержки данной фирмы описываются уравнением $TC(Q)=Q^2$, найти оптимальные объем выпуска и цену.

$P(Q)=100-Q$

$\pi (Q)=TR(Q)-TC(Q)=(100-Q)Q-Q^2=100Q-2Q^2$

$\pi'(Q)=MR(Q)-MC(Q)=100-4Q=0$

$Q^*=25$

$P^*=P(Q^*)=100-25=75$

Монополия и совершенная конкуренция

Сравним ситуацию, когда фирма ведет себя как монополист, со случаем, когда фирму заставили вести себя как совершенно конкурентную.

Пример 2
Возьмем данные из предыдущей задачи. Оптимальные цену и количество монополиста мы уже знаем - они равны 75 д.ед и 25 шт. Чтобы найти совершенно конкурентное равновесие выведем функцию предложения фирмы:

$MC=2Q$, $ACV$ в данном случае всегда меньше или равно $MC$

Следовательно, $P=2Q$

Мы нашли обратную функцию предложения фирмы, которая будет одновременно и обратной функцией рыночного предложения, ибо фирма всего одна. Приравняем полученную функцию к обратной функции спроса:

$100-Q=2Q$

$3Q=100$

$Q^*=33\dfrac{1}{3}$

$P^*=66\dfrac{2}{3}$

Как мы видим, в случае, когда фирма ведет себя как совершенный конкурент, количество производимого товара больше, а цена продажи меньше. Бо'льшую прибыль фирма получает при монополии, ибо тогда она, максимизируя функцию прибыли, выбирает именно ту точку, которая принесет ей максимальную прибыль ($Q{мон}$). $Q{ск}$ обычно не совпадает с монопольным объемом производства продукции, следовательно, производство $Q{ск}$ приносит меньшую прибыль, чем производство $Q{мон}$.

Как бы хороша ни была участь монополиста, иногда и такой фирме приходится покинуть рынок:

В отличие от совершенно конкурентной фирмы монополия может получать и в краткосрочном и долгосрочном периодах как отрицательную, так и положительную экономическую прибыль.

Фирма остается в обоих периодах:

В данных ситуациях у фирмы существуют стимулы покинуть рынок в долгосрочном периоде. Она сделает это, если затраты на преодоление барьеров выхода окажутся меньше, чем получаемые фирмой убытки:

Фирма уходит:

Индекс Лернера:

Может пригодиться при решении задач

$\dfrac{P-MC}{P}$