- Товар на рынке производит одна фирма, покупателей же большое количество
- Предлагаемый товар уникален, не имеет близких заменителей
- Барьеры входа/выхода на рынок очень высокие (патенты, наличие на рынке государственной монополии...)
- На данном рынке отсутствуют стратегическое поведение фирм и неценовая конкуренция, ибо на нем работает всего лишь одна фирма, обладающая монопольной властью. Покупатели же такой властью не обладают.
- Информированность на данном рынке неполная - на нем присутствует асимметрия информации
Монополия и максимизация прибыли
Для фирмы-монополиста рыночный спрос на производимый ею товар совпадает со спросом на продукцию данной фирмы.
На рынке, где царствует монополист, не существует кривой предложения производимого товара.
Фирма максимизирует свою функцию прибыли ($\pi=P{рын}(Q)\cdot Q - TC(Q)$), находит оптимальный объем выпуска $Q^*$, затем, исходя из готовности покупателей платить, выбирает оптимальную цену на свою продукцию.
Пример 1
Спрос на продукцию монополиста задан функцией $Q(P)=100-P$, издержки данной фирмы описываются уравнением $TC(Q)=Q^2$, найти оптимальные объем выпуска и цену.
$P(Q)=100-Q$
$\pi (Q)=TR(Q)-TC(Q)=(100-Q)Q-Q^2=100Q-2Q^2$
$\pi'(Q)=MR(Q)-MC(Q)=100-4Q=0$
$Q^*=25$
$P^*=P(Q^*)=100-25=75$
Монополия и совершенная конкуренция
Сравним ситуацию, когда фирма ведет себя как монополист, со случаем, когда фирму заставили вести себя как совершенно конкурентную.
Пример 2
Возьмем данные из предыдущей задачи. Оптимальные цену и количество монополиста мы уже знаем - они равны 75 д.ед и 25 шт. Чтобы найти совершенно конкурентное равновесие выведем функцию предложения фирмы:
$MC=2Q$, $ACV$ в данном случае всегда меньше или равно $MC$
Следовательно, $P=2Q$
Мы нашли обратную функцию предложения фирмы, которая будет одновременно и обратной функцией рыночного предложения, ибо фирма всего одна. Приравняем полученную функцию к обратной функции спроса:
$100-Q=2Q$
$3Q=100$
$Q^*=33\dfrac{1}{3}$
$P^*=66\dfrac{2}{3}$
Как мы видим, в случае, когда фирма ведет себя как совершенный конкурент, количество производимого товара больше, а цена продажи меньше. Бо'льшую прибыль фирма получает при монополии, ибо тогда она, максимизируя функцию прибыли, выбирает именно ту точку, которая принесет ей максимальную прибыль ($Q{мон}$). $Q{ск}$ обычно не совпадает с монопольным объемом производства продукции, следовательно, производство $Q{ск}$ приносит меньшую прибыль, чем производство $Q{мон}$.
Как бы хороша ни была участь монополиста, иногда и такой фирме приходится покинуть рынок:
В отличие от совершенно конкурентной фирмы монополия может получать и в краткосрочном и долгосрочном периодах как отрицательную, так и положительную экономическую прибыль.
Фирма остается в обоих периодах:
В данных ситуациях у фирмы существуют стимулы покинуть рынок в долгосрочном периоде. Она сделает это, если затраты на преодоление барьеров выхода окажутся меньше, чем получаемые фирмой убытки:
Фирма уходит:
Индекс Лернера:
Может пригодиться при решении задач
$\dfrac{P-MC}{P}$