На рынке могут складываться специфические условия, оказывающие заметное влияние на деятельность фирм. Главными особенностями совершенно конкурентного рынка являются:
- Большое количество фирм, каждая фирма имеет небольшую долю рынка + большое количество покупателей
- Однородность продаваемого товара - для потребителя не имеет значения, какой товар покупать, он не различает продукцию различных фирм
- Отсутствие барьеров входа/выхода - любая фирма способна начать безубыточное функционирование (не надо покупать лицензию, нет необходимости в больших вложениях в оборудование); любая фирма способна прекратить производство без дополнительных издержек, связанных с ликвидацией
- На совершенно конкурентном рынке отсутствует стратегическое поведение фирм. Каждая фирма слишком мала для того, чтобы своими действиями повлиять на остальной объем продаж и цену на рынке. Отдельный продавец, конечно, может установить на свой товар цену, отличную от рыночной, но если его цена будет выше цены, по которой продают его конкуренты, то никто не купит товар данного продавца, а если его цена будет ниже сложившейся на рынке цены, то он, возможно, просто продаст свой товар быстрее остальных производителей, также в данном случае фирма может получить отрицательную прибыль, рыночная цена при этом не поменяется. Также у фирм на совершенно конкурентном рынке нет рыночной власти - фирма не может повлиять на цену, сложившуюся на рынке, путем изменения количества продаваемой продукции. Покупатели также не имеют монопольной власти на совершенно конкурентном рынке - их как и фирм слишком много
- На совершенно конкурентном рынке царствует полная информированность - все продавцы и все покупатели знают все о каждой совершенной сделке, о количестве проданной продукции, о ее цене.
- На рынке данного типа отсутствует неценовая конкуренция - фирмы, например, не рекламируют свой товар. Им это невыгодно, ибо рекламные издержки увеличивают общие затраты фирмы, что для нее не очень благоприятно - если она увеличит цену (а конкуренты оставят ее на прежнем уровне), чтобы покрыть издержки на рекламу, она лишится всех своих покупателей, если она не станет менять цену, то ее прибыль по сравнению со страной уменьшится, ибо фирме не стоит рассчитывать на компенсацию издержек на рекламу за счет большого увеличения количества покупателей - товар на рынке однородный, прирост покупок может равномерно распределиться среди всех продавцов
Совершенная конкуренция в чистом виде в реальности довольно редкое явление. Биржевая торговля кофе или пшеницей может подойти под данное описание.