КПВ фирмы

Объясните, почему производственные возможности закрытой экономики, где выпускается два товара можно описать с помощью кривой производственных возможностей (КПВ), а для описания производственных возможностей фирмы, создающей два товара в условиях рыночной экономики, концепция КПВ не применима.

Сгоревшая купюра

Подбрасывая дрова в костер, вы случайно обронили принадлежащую вам пятитысячную купюру, которая мгновенно сгорела. Выиграют или проиграют в результате остальные индивиды? Как изменится ваш ответ, если сгорела не купюра, а приобретенные вами товары на сумму в 5000 рублей?
Свойства задачи: 

Убыточная медтехника

Говорят, что в частной компании XYZ действует система перекрестного субсидирования: компания несет убытки от производства медтехники, но ее совокупная прибыль положительна за счет заказов от федерального правительства на производство приборов высокой точности.
Разумно ли применение ли подобной системы?
Как изменится ваш ответ, если производство медтехники убыточно, но эти убытки покрываются за счет субсидий из федерального бюджета?
Свойства задачи: 

Разбитое окно

Из объяснительной записки ученика, разбившего окно в классе: «В соответствии с изученным мною курсом «Принципы экономического анализа» замена стекла повлечет увеличение ВВП нашей страны на стоимость стекла и услуг по его установке. Таким образом, мои действия были продиктованы исключительно заботой о процветании страны».
Дайте оценку объяснительной записке школьника.
Свойства задачи: 

Небольшое кафе

Семья владеет небольшим кафе. Глава семьи объявил о закрытии кафе, сопроводив это следующими комментариями: «Наши дети выросли и не собираются работать далее в кафе. Если бы они работали в семейном бизнесе, он был бы прибылен. Однако они выбрали занятость в других секторах, где им платят более высокие оклады, а потому мы вынуждены закрыть наш бизнес». Проанализируйте сделанное заявление.
Свойства задачи: 

Как это работает?

(а) Для каждого из следующих примеров объясните его механизм:
1) Если все подумают, что цены скоро вырастут, то цены и правда вырастут.
2) Если все подумают, что банк неплатёжеспособный, то он в действительности станет неплатёжеспособным.
3) Если все фирмы в стране посчитают, что реализовывать их инвестиционные проекты невыгодно, то действительно для каждого из этих проектов упадёт доходность, которую фирма получила бы в случае его реализации.
В олимпиадах: 

Причина и следствие

Понимание причинно-следственных связей между различными явлениями очень важно для эффективного принятия решений – как в области экономической политики, так и в быту. Однако сделать правильный вывод о причинно-следственной связи, наблюдая статистику, не так просто. Следующие примеры иллюстрируют ошибки, которые легко допустить при поверхностном анализе. Примеры, иллюстрирующие похожие ошибки, объединены в группы. Для каждой группы:
(а) объясните для каждого из примеров в отдельности, почему сделанный вывод неверен;
В олимпиадах: 

Может ли быть так?

(а) Может ли быть так, что выручка фирмы вырастет, если фирма снизит цену на свою продукцию?
(б) Может ли быть так, что сумма налоговых поступлений, полученных государством, вырастет, если государство снизит ставку налога?
(в) Может ли быть так, что количество водителей, погибающих в дорожно-транспортных происшествиях, вырастет, если власти (скажем, с помощью повышения размера штрафа) добьются того, что больше водителей будут пристегиваться ремнями безопасности?
(г) Что общего в этих трёх примерах? Приведите другой пример, аналогичный этим трём.
В олимпиадах: 

Падение благосостояния

В 1973 году, в целях улучшения положения бедных слоев населения, в ряде штатов США был введен закон, запрещающий в случае банкротства заемщика отчуждать у него дом, использующийся в качестве залога по кредиту. Тем не менее, исследования показали, что в результате принятия этого закона благосостояние бедных людей только ухудшилось. Как это можно объяснить?
В олимпиадах: 

Уничтожение денег

Предположим, что вышел указ, в соответствии с которым каждый житель страны X должен сжечь по 1000 рублей (рубль – денежная единица страны X), и этот указ был выполнен. Есть ли среди жителей страны X такие, чьё благосостояние в результате этого выросло? (Считаем, что благосостояние жителя зависит только от потребляемых им товаров и услуг.)
В олимпиадах: