Задача

Раздел

Темы

Сложность

8
Средняя: 8 (1 оценка)
18.12.2009, 03:32 (Григорий Хацевич)
26.05.2015, 17:25


(0)
В муниципалитете на повестку дня был поставлен вопрос о том, какую часть средств местного бюджета следует направить на развитие спорта. От депутатов поступило три предложения: (1) сохранить прежний объем финансирования, (2) увеличить финансирование на 20%, (3) увеличить финансирование на 50%. В местной думе всего 7 депутатов. В соответствии с существующей процедурой решение принимается так: каждый из депутатов ранжирует поступившие предложения в порядке убывания предпочтительности. Побеждает предложение, которое на первое место в рейтинге поставило наибольшее число депутатов (если таких предложений несколько, то среди них выбирается предложение с наименьшим номером). В данном случае оказалось, что победило второе предложение.
Однако после того как все рейтинги были составлены, поступила информация о том, что доходы местного бюджета оказались ниже запланированных, а потому было решено снять с повестки голосования 3-е предложение (о 50%-ном увеличении расходов). При этом решено заново предложения не ранжировать, а просто автоматически вычеркнуть в рейтинге каждого депутата третье предложение. Секретарь, производившая расчеты, обнаружила, что в новых условиях побеждает первая альтернатива. Будучи уверенной, что такого быть не может, она решила перепроверить результаты.
Возможно ли, что расчеты секретаря верны? Приведите пример соответствующих рейтингов депутатов либо докажите, что подобное изменение выбора невозможно.

Комментарии

Вот от этой задачи я выпал в осадок. Они бы еще попросили у школьников построить мажоритарный граф или применить правило Борда для голосований. Конечно "думалку" она проверяет, но стоит ли это того?
Ага, потом ещё учли парадокс Кондерсе, принцип диктатора и АНПА.
Всё - таки это олимпиада... Вот ведь в олимпиадах по математике дают то, чего школьники не знают, и что? Просто с тех пор, как я переключился с математики на экономику, вообще сильно представление об олимпиадах изменилось, на них, по - моему, другой подход у составителей, вот и всё. А чего в этой задаче такого "нереального"? Придумать один пример? Да, катастрофа...
Ну и термины у вас) По-моему в этой задаче придумать пример легко, а большее и не требуется.
И то и другое вроде проще, чем эта задача (конечно, если дать определения мажоритарного графа и правила Борда): в задаче надо думать, а чтобы просто применить правило - почти не надо. Что касается задач на олимпиадах, то они и нужны, чтобы проверить думалку. Конечно, ещё нужно проверить то, как ты усвоил эк. теорию, но на это есть другие задачи, а эта - просто на думалку.
Гриша! Но это же окружной тур! В северном административном округе преподаватели не знали пару лет назад, что такое $MRP_l$, со всеми вытекающими последствиями для школьников. Большинство участников окружного этапа туда просто так зашли (вернее, их отправили из школы). Зачем давать им такое? С одной стороны, конечно, если школьник не знает экономики, ему лучше подойдет эта задача, чем задача на эластичность. Но ведь наличие "думалки" можно проверить (и это больше в духе олимпиад, на мой взгляд) и подсовывая задачи по экономике, для решения которых достаточно хорошо подумать. Но, если честно, то мне кажется, что проверять думалку имеет смысл, начиная с городского этапа. На округе надо вообще азами обходиться (спрос и предложение, а также закон возрастающих альтернативных издержек, к примеру, проходят на школьных уроках обществознания везде, так что в этих темах можно придумать задачи для округа).
Действительно, на ранних этапах олимпиады стоит давать задачи попроще. Это неочевидно: казалось бы, если цель олимпиады – отобрать лучших, чтобы дать им бесплатное поступление в вуз, то почему бы не дать сложные задания уже на округе? Тут есть несколько возражений:
1) за время от округа до всеросса относительные позиции могут сильно измениться: кто-то будет усиленно заниматься и проявит свой талант, а кто-то – нет. Если же дать суперсложные задачи на округе, и тот и другой вылетят уже на этом этапе.
2) Если ты пришёл на округ и ничего не решил, ты думаешь не о том, что задачи были неадекватные, а о том, что ты дурак и тебе не место на олимпиадах по экономике. Олимпиады должны приносить положительные эмоции, чтобы стимулировать изучение экономики.
Задания этого округа мне тоже показались довольно сложными для округа.

Теперь о темах. Теория коллективного выбора изучается на экономических факультетах и входит в инструментарий экономических исследований, и с формальной точки зрения задача про депутатов – это тоже "задача по экономике". Но это и не важно. Умение думать, которое проверяет эта задача, очень полезно при изучении экономики в вузе, и поэтому она хорошо помогает отобрать "правильных" людей. Другое пригождающееся умение – умение усердно и самостоятельно заниматься, и здесь помогают задачи, для решения которых необходимы знания из школьной программы. Ты предлагаешь объединить два типа задач в один? Не уверен, что это хорошая идея. Дробное оценивание решения не совершенно, и может быть так, что ты получаешь полный балл, если дошёл до правильного ответа, и балл, близкий к нулю, если где-то ошибся. Так может случиться в нескольких случаях: 1) недостаточно компетентные проверяющие, способные только сверить твоё решение с решебником; 2) несовершенная разбалловка в решебнике; 3) наконец, задача может быть построена так, что если ты не знаешь какого-то мелкого факта, использующегося в начале решения, то просто не сможешь дойти до содержательного вопроса в ней. Таким образом, в случае "комплексной" задачи одинаковый ноль баллов рискуют получить и тот, кто знает, но не соображает, и тот, кто соображает, но не знает, и тот, кто не соображает и не знает. Однако второй лучше, чем третий, и разделить эти два случая помогают задачи "чисто на думалку".

Вот вам ещё одна задача на думалку: Неустойчивые танцы
у 9х классов точно такая же задача была. только была таблица и самим надо было определять, кто выиграл. потом даказывать почему. выкидывать 3ий. доказывать почему именно в этом случае ничего не менеятся. и таблицу для повторного ранжирования.