29.05.2015, 01:00
На сайте с 2014 г. (блог)
На минувшем недавно дне рождения Факультета экономики ВШЭ нам удалось поговорить с одним из создателей сайта ILE, популяризатором экономических знаний, организатором экономических олимпиад и летних школ Данилом Фёдоровых. Данил Фёдоровых является старшим преподавателем Факультета экономических наук Высшей школы экономики.

— Как у Вас появилась идея создания проекта ILE?
— Идея появилась не у меня, а у Гриши Хацевича, моего партнера по проекту на начальных этапах развития, сооснователя сайта. Существовала такая проблема: школьникам неоткуда было брать задачи для подготовки. Гриша предложил повесить их где-нибудь единым архивом, пусть скачивают. Я предложил создать сайт, где будут выложены эти задачи, но не просто единой базой, а где школьники смогут их обсуждать, готовиться. Тогда ВКонтакте не был таким популярным, и никому в голову не могло прийти создать там группу, возможно, тогда даже не было такого функционала.

— ILE появился уже во времена, когда Вы учились в университете, но Вы ведь также принимали в свое время участие во Всероссе. Как Вы к нему готовились?
— Я учился в Кировском экономико-правовом лицее, там меня и подготовили. У меня были хорошие учителя математики и экономики, несколько уроков экономики в неделю, ну и конечно же я занимался дома. Мне этого хватило. Никаких репетиторов у меня никогда не было.

— А откуда Вы брали задачи для подготовки?
— У учителей, которые готовили ко Всероссу, они накапливались, они ими обменивались, ксерокопировали друг у друга…

— Как Вы считаете, возможно ли подготовиться ко Всероссу за год?
— Да, если ты хорошо знаешь математику.

— То есть Вы считаете, что без хорошей математики ничего не получится?
— Скорее всего. На самом деле для Всеросса по экономике не так важно само знание математики (формулы, теоремы...), а скорее те навыки, которые приобретаешь попутно с ее изучением. Например, ты учишься что-то доказывать, что из чего следует и следует ли вообще, понимать, включает ли в себя это определение такую-то предпосылку и так далее. Эти качества хорошо развиваются при изучении геометрии. На самом деле это чуть ли не единственный предмет в школе, где что-то доказывается. То есть тебе не обязательно знать какие-то вещи, которые знают только олимпиадники по математике, например, индукцию и комбинаторику — важнее обладать математической культурой, умением мыслить как математик.

— Вернемся к проекту ILE. Как выглядел сайт на ранних этапах развития?
— Он всегда был оранжевый. На главной странице был поток задач, и под каждой из них комментарии, было много активных пользователей. А потом мы проиграли конкуренцию ВКонтакте, там стали появляться олимпиадные тусовки, где люди общались, знакомились. Но мы надеемся, что несмотря на то, что мы потеряли этот период, мы сможем это исправить.

— А какие изменения планируются на сайте в ближайшее время?
— В прошлом году мы начали разбивать задачи на олимпиады. У нас в архивах есть еще много олимпиад, которые надо выложить. Планируется дозалить эти задачи и, возможно, будут другие изменения.

— Вы считаете, что задачи 1995 года могут помочь при подготовке?
— Да, там много теории, которая всё еще верна. Правда в древних олимпиадах встречаются некорректности. Составители тоже учились, не сразу у них всё получалось идеально.

— А сильно ли изменился Всеросс за время его существования?
— Всеросс пережил несколько революций. Когда-то давно олимпиады были устроены по большей части так: прочитали учебник, а теперь напишите на олимпиаде, что прочитали, выберите ответ из вариантов. Со временем задачи становились интереснее. Потом была эпоха, когда было много задач на математические «фишки». Можно назвать это «эпохой Суздальцева», в 2007-2009 годах Алексей был автором огромного количества задач. Потом поменялись составители. В 2010 была олимпиада совершенно другого типа, там были вещи, которых до этого не было, появились качественные задачи как жанр. В 2011-м снова произошли большие изменения, пришла другая команда и сделала немного другие олимпиады. Потом в 2014 году исчезли отдельные туры эссе и качественных задач. Посмотрим, может в 2016-м еще что-то интересное произойдет.

— В составлении задач для каких олимпиад Вы принимали участие в этом году?
Московская олимпиада школьников, «Сибириада: шаг в мечту», Конкурс РЭШ. В создании Всеросса и «Высшей пробы» не участвовал, так как был занят другим в это время. Может быть, в следующем году что-то поменяется — посмотрим.

— Почему Вы увлекаетесь продвижением экономики в среде школьников, «школьной» экономикой?
— Во-первых, это то, что я умею. Во-вторых, мне нравится популяризация. Мне нравится рассказывать, чем занимаются экономисты, обычным людям простым языком, чтобы они не думали, что экономисты — это какие-то сумасшедшие, сидят в своей башне из слоновой кости и делают непонятно что. Что экономисты имеют вполне разумные идеи, используют научные методы. Если включить телевизор, то там встречаются какие-то люди, у которых в титрах написано, что они экономисты, но это не экономисты-исследователи, я бы назвал их экспертами и комментаторами скорее; научных работ у них, как правило, нет. Также в каких-то дискуссиях в том же телевизоре можно встретить квалифицированного экономиста, но против него будет какой-нибудь астролог. И ведущий говорит: давайте сейчас послушаем экономиста, какие соображения он имеет по поводу будущего российской экономики, а потом послушаем астролога и проголосуем, кто из них более убедителен. Конечно, астролог будет более убедителен: он говорит просто и понятно, а у экономиста цифры какие-то, теории... А потом студенты на первом курсе, когда я их прошу построить какой-то прогноз, ссылаются на Павла Глобу. Я получаю иногда такие эссе на первом курсе. Поэтому хотелось бы, чтобы больше людей поняли, чем занимаются те, кого в моем кругу принято называть экономистами, а не те, кто сам себя так называет и потом выступает везде комментатором.

— В частности из-за этого Вы занимаетесь преподавательской деятельностью, да?
— Да. Но так-то это моя работа, мне за это еще деньги платят.

— Какие у Вас отношения складываются со студентами?
— По-разному, кто-то меня ненавидит за мою своеобразную манеру общения с аудиторией и известную принципиальность, которые некоторым не нравится, но, судя по результатам голосования за «лучшего преподавателя» за последние три года, все-таки, в основном есть понимание того, что я делаю что-то хорошее. С некоторыми поддерживаю приятельские отношения, сегодня встретил некоторых своих бывших студентов, которые пришли на праздник, и мне было интересно с ними пообщаться, узнать, как у них дела.

— А Вы давно занимаетесь преподавательской деятельностью?
— С 2009 года.

— Как Вы относитесь к тому, что вы являетесь одним из самых обсуждаемых в социальных сетях преподавателей?
— Спокойно, я ничего специально для этого не делаю, я просто общаюсь со студентами в той манере, которая мне нравится, ну а то, что это иногда повышает публичность, ОК. Я ничего против не имею, пусть обсуждают. Я, конечно, предпочитаю, чтобы они обсуждали мои профессиональные качества, а не личную жизнь. Но если бы я реагировал на все, что обо мне говорят, то я бы только этим и занимался 24 часа в сутки и из дома не выходил бы, поэтому я в основном не реагирую.

— Какие у Вас планы на ближайшее будущее?
— Я сейчас дописываю кандидатскую диссертацию про коррупцию, поэтому, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю: коррупцией. Но надо уточнять, что исследованием, самой коррупцией я не занимаюсь.

— А чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
— ILE достаточно много сейчас занимаюсь, кино смотрю, сериалы, езжу куда-нибудь.

—У Вас есть какой-нибудь человек, который является для вас авторитетом?
—Меня окружает много коллег, мнение которых я считаю очень профессиональным и содержательным, и я стараюсь прислушиваться к ним по разным вопросам. К некоторым — по вопросам построения карьеры, к некоторым по вопросам экономической политики, а к некоторым — какой сериал лучше посмотреть, например. Так что у меня много авторитетов, но это отраслевые авторитеты, а авторитетов, за которыми я ходил бы в любую сторону — таких нет.

— Что бы Вы пожелали олимпиадникам?
— Будущим олимпиадникам надо учиться, готовиться, читать книжки, общаться с другими олимпиадниками, в ЛЭШ съездить, решать задачки с ILE.

— А тем, кто уже выиграл олимпиады?
— Выпускникам стоит расслабиться и получать удовольствие. И конечно же, сделать правильный выбор. Для этого надо пообщаться с теми, кто уже учится, кто работает, принять к сведению те аргументы, которые вам покажутся наиболее убедительными. Если вы напишите любому профессору, который в Вышке где-то читает лекции или руководит образовательной программой, то он, скорее всего, ответит вам. У меня прямо в трудовом договоре написано, что я должен отвечать на письма, пришедшие по электронной почте. Сейчас у Совместного бакалавариата ВШЭ и РЭШ есть выпускники, первый раз, можно посмотреть, что с ними стало. Это, конечно, только первый выпуск, но уже 9 человек едут в самые топовые места в аспирантуру, а многие из остальных уже устроились работать во всякие крутые места. Конечно, это очень хорошие студенты сами по себе, но хорошие люди всегда были. Почему раньше ни одна бакалаврская программа не показывала такого успеха по плейсменту своих выпускников за рубежом?
Выпускников МГУ тоже много везде, они работают во многих местах, можно посмотреть, написать им письмо, спросить, стоит ли идти в МГУ. «Первая группа» Экономического факультета МГУ — хорошее место, я очень уважаю усилия, которые коллеги прикладывают, и с интересом слежу за этим проектом. Мне кажется, что у них все очень хорошо получается, и у проекта большое будущее.

—Ну и напоследок пожелайте что-нибудь вашим студентам.
— Студентам надо не терять время летом. Надо или учить летом что-нибудь, или пойти работать куда-нибудь, а не отдыхать два месяца. Я вот отдыхал раньше летом и неправильно делал, надо было чем-то содержательным заниматься.

Анна Медведева
Дарья Криницина
Специально для сайта ILoveEconomics.ru