28.05.2015, 00:24

-

На сайте с 2014 г. (блог)
На недавно прошедшем мероприятии EconomFest — дне рождения факультета экономики ВШЭ — мы поговорили с Ксенией Паниди.
Ксения — научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ, PhD in Economics, академический руководитель образовательной программы «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ».

— Что стало для Вас отправной точкой для изучения экономической теории?
— Дело в том, что я интересовалась математикой в школе, но мне было не интересно заниматься чистой математикой — хотелось посмотреть, как её применить к реальным жизненным проблемам, и показалось интересным применять её именно в этой науке. Я занималась математическими методами в экономике и потом поняла, что всё время мне не хватало реальности в принятии решений. Аксиомы о том, что человек рационален, не казались мне полностью истинными. Я интуитивно понимала, что в жизни так не происходит, но об альтернативных теориях мне не было известно. Потом я узнала о существовании такой области, как «поведенческая экономика», прочитав нобелевскую лекцию Дэниэла Канемана. Поняв, что там очень хорошо отражено моё интуитивное представление об экономике в целом, я захотела этим заниматься. Постепенно мне стало интересно изучать, что происходит в человеческом мозгу во время принятия решений, поэтому сейчас я интересуюсь такой областью, как нейроэкономика.

— Поведенческая экономика в большей степени приближена к реальности. Означает ли это, что Вы стали пользоваться экономическими принципами в вашей повседневной жизни?
— Знание о том, что мы подвержены когнитивным иллюзиям, помогает в жизни. Можно задуматься о том, почему в определенной ситуации сложно сделать выбор и хочется остаться в status quo, и я понимаю, что это может быть связано с тенденцией к избеганию потерь. К примеру, когда я делаю суждения, и они мне кажутся верными, я задаю себе вопрос: не является ли это признаком излишней уверенности? Если нужно сделать суждения на основе предыдущей информации, важно понять, что действительно оценивается не иррациональное представление, а то, что хочется оценить. Важно упомянуть, что изучение экономики по статистике мало способствует принятию рациональных решений в жизни.

— А как Вы поняли, чем хотите заниматься после школы?
— Мне очень хотелось заниматься наукой, однако я имела очень поверхностное представление о том, как выглядит научная деятельность. Когда я пришла в РЭШ, мне стало ясно, что я хочу заниматься именно академической карьерой.

— Как Вы считаете, насколько различается образование в России (ВШЭ, МГУ, РЭШ) по сравнению с западными вузами?
— Работая в «Вышке», я понимаю, что образование в ВШЭ приближается к западному, и не могу сказать, что существует принципиальная разница. Учебные программы довольно схожи: мы точно так же используем модели, точно так же, даже в несколько большей степени, заставляем студентов решать задачи. По тем статьям, работам учащихся, научным семинарам, которые я здесь слышала, могу сказать, что мы очень близко находимся к западной науке. Может быть, у нас пока меньше процент людей, получивших степень PhD, так как существует некоторая разница между российским и западным подходом к аспирантуре. На уровне степеней бакалавра и магистра таких различий нет.

— Является ли степень PhD необходимой лишь для научной карьеры? Играет ли она некоторую роль, например, при построении карьеры в финансовой сфере?
— Существует такое понятие, как overqualification. К примеру, работодатель должен компенсировать вам годы, потраченные на получение PhD. Соответственно, вы будете ожидать более высокой зарплаты, и компания не всегда будет готова предложить соответствующий уровень оплаты труда. Бывает такое, что человеку, имеющему степень PhD, сложнее найти работу в бизнес-среде, потому что его запросы становятся слишком высоки. С другой стороны, бывает, что люди, получающие PhD по финансам, не хотят продолжать работать в академической среде и уходят работать в финансовую область. Университеты это не приветствуют: они считают, что после получения степени вы должны строить академическую карьеру. Иногда к тем, кто уходит, бывает негативное отношение. Но это не отменяет того, что такие случаи случаются постоянно.

— Сейчас Вы являетесь академическим руководителем Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ, которая, кстати, в этом году отправляет несколько выпускников на те же PhD программы. Почему, по Вашему мнению, основная часть победителей и призёров Всероссийской Олимпиады Школьников по экономике идёт именно на эту образовательную программу?
— Возможно, потому что это люди, которым нравится расширять свой кругозор. Наша программа предлагает специфический набор курсов: это не только экономика, но и биология, антропология, литература и история. То есть охвачена сфера как гуманитарных, так и естественных наук. Есть люди, которым интересно заниматься другими, специальными вещами, которые мы не предлагаем в нашей программе. И тогда абитуриент встает перед выбором между широким и специализированным образованием.

— Как Вам кажется, существуют ли некоторые принципиальные отличия между студентами, имевшими олимпиадный опыт, и теми, кто не принимал участие в олимпиадах в школе?
— Честно говоря, разница мне кажется небольшой, так как отбор на программу происходит по довольно жестким критериям. Возможно, выборка является смещённой, так как на мой курс приходят студенты, заинтересованные в предмете, готовые прилагать большие усилия при обучении. Всё во многом зависит от индивидуальных стремлений учащихся, от того, что они хотят получить.

— Обратимся к теме школьной экономики. Иван Лазарев, Ваш однокурсник, является автором множества задач на сайте ILoveEconomics.ru. Хотелось ли Вам попробовать себя в амплуа составителя задач?
— У меня был один подобный опыт. К сожалению, мою задачу тогда не решил никто, и я приняла решение, что мне не стоит заниматься созданием задач (смеётся). Также у меня существует ограничение по времени: проведение собственных исследований не позволяет уделить время этой деятельности.

— Что бы Вы хотели пожелать школьникам, выбирающим свою будущую профессию?
— Мой самый большой совет: надо выбирать то, что вам действительно интересно. Если вы получаете удовольствие от изучения экономических явлений, если вам интересно устройство этих механизмов, если вам хочется улучшать жизнь в стране, мне кажется, что экономика вам подойдет!

Софья Хегай
Вагиз Нуруллов
Специально для сайта ILoveEconomics.ru