В городе N работает единственный торговый центр, который продает хлеб (А) и зрелища (В). Каждый человек, проживающий в этом городе, имеет две характеристики: его потребность в хлебе $x_A$ и его потребность в зрелищах $x_B$. Предпочтения жителей индивидуальны, каждый имеет различные резервные цены (резервная цена – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за единицу блага). Например, житель, находящийся в точке ($x_A$ = 0.3; $x_B$ = 0.4), имеет резервную цену на хлеб 0.3, а на зрелища 0.4. Каждый потребитель может приобрести максимум одну единицу каждого блага. Если потребитель покупает только одно благо, то его полезность равна резервной цене. Если потребитель покупает оба блага, то его полезность равна сумме резервных цен. Если потребитель ничего не покупает, то его полезность равна нулю. Потребитель решается на покупку, если полезность покупки не меньше затрат. Все жители стремятся максимизировать свой выигрыш от покупки.
Предельные издержки производства единицы каждого блага равны нулю. Торговый центр желает максимизировать общую прибыль от продаж хлеба и зрелищ.
(а) Допустим, хлеб и зрелища продаются раздельно. Какие цены $p_A$ и $p_B$ должен назначить торговый центр? Какое количество народа будет покупать только хлеб? Какая доля жителей будет покупать только зрелища? Какая доля жителей будет покупать оба блага? Какую прибыль получит торговый центр?
(б) Владелец торгового центра прочитал в учебнике по микроэкономике, что продажа това- ров пакетами (т.е. обеих благ вместе) может увеличить его прибыль. [В этом пункте вам требуется определить цену при «чистом пакетировании», т.е. в ситуации, когда оба товара продаются только в пакете и их невозможно купить отдельно. Полезность пакета для каждого потребителя определяется суммой полезностей хлеба и зрелищ].
(б1) Какую цену на пакет $p_{AB}$ должен назначить торговый центр? Какая доля жителей приобретет пакет?
(б2) Увеличилась ли прибыль торгового центра?
(в) Владелец торгового центра задался вопросам, сможет ли он увеличить свою прибыль, если будет продавать хлеб и зрелища не только в пакете, но и раздельно. [В этом пункте требуется определить цену при «смешанном пакетировании», т.е. когда оба товара продаются не только в пакете, но их еще возможно купить и раздельно].
(в1) Найдите функцию спроса на хлеб (т.е. зависимость, которая покажет долю жителей, которые будут покупать при различных ценах).
(в2) Найдите функцию спроса на зрелища (т.е. долю жителей, которая будет покупать только зрелища как функцию от цен).
(в3) Найдите функцию спроса на пакет из обоих благ (т.е. долю жителей, которая будет поку- пать только пакет как функцию от цен).
(в4) Составьте функцию прибыли торгового центра
(в5) Увеличится ли прибыль по сравнению с чистым пакетированием, описанным в пункте (б).
Последние два варианта не требуют от Афанасия никаких затрат времени и денег, кроме стоимости
туров.
Сколько рублей должен стоить дарик, чтобы Афанасий решил самостоятельно организовать поездку?
Пункт 2. Приведём несколько аргументов, объясняющих размещение подобной рекламы:
За разумный и полный аргумент, в котором указаны обе характеристики отдыха на горнолыжном курорте: высокая цена и любовь к экстриму (10 баллов)
Если указано на дорогой отдых и на наличие времени на раздумье/формирование отношения к отдыху и автомобилю, как к дополняющим товарам (10 баллов)
Если была указана только, что отдых дорогой (7 баллов)
Пункт 3. Данный эффект можно описать влиянием информационного пузыря. Информационный пузырь – крайне распространенное в современное время понятие. Рассмотрим, что оно из себя представляет, на примере. Представим историческое противостояние: любители кошек против любителей собак. Если вы любите собак, вы посещаете сайты по данной тематике и алгоритмы социальных сетей показывают в рекомендациях именно посты про собак (потому что вам они скорее понравятся). Таким образом, вы даже не представляете, что пишут и о чем беседуют любители кошек, потому что просто не видите новости про них. Получается информационный пузырь: любители собак читают новости про собак и совершенно не представляют, что происходит с кошками. Похожая логика происходит и с телевидением и интернетом. Потребители интернет-ресурсов не представляют, что показывают на телевидении, ведь они его не смотрят. Телевизионные компании выходят из положения рекламой: они показывают, что на телевидении вообще-то тоже интересно! Тем самым телекомпании разрушают информационный пузырь.
Также в условии задачи имеется «подвох»: далеко не для всех телевидение и интернет – заменяющие блага, для многих они дополняют друг друга в потреблении. В этом случае реклама телепередач в интернете вполне уместна (например, реклама телесериала на новостных или тематических сайтах).
За разумный и обоснованный аргумент (необязательно точно такой же по смыслу, но корректный и правильный) (10 баллов)
Если указана одна причина из списка – 6 баллов
Если указаны две причины из списка – до 14 баллов в зависимости от корректности аргументов
Каждая обоснованная причина не из списка – 3 балла (максимум 12 баллов)
(б) Среди причин, объясняющих подобные различия, можно назвать разный уровень развития эпидемии в регионах, разный уровень важности для региона отраслей, которые могли бы быть подвержены ограничениям, разный уровень развития медицины в регионе (чем выше развитие медицины, тем легче лечить больных и можно меньше ограничивать жизнь региона), федеративное устройство России, позволяющее властям субъектов Федерации проводить самостоятельную политику в части мер, разрешенных законами РФ
Основные факторы, оцениваемые жюри:
Если указана одна причина из списка – 5 баллов
Если указаны две причины из списка – 11 баллов
Каждая обоснованная причина не из списка – 3 балла (максимум 11 баллов)
Последние два варианта не требуют от Афанасия никаких затрат времени и денег, кроме стоимости
туров.
Сколько рублей должен стоить дарик, чтобы Афанасий решил самостоятельно организовать поездку?
Если указана одна причина из списка – 6 баллов
Если указаны две причины из списка – до 14 баллов в зависимости от корректности аргументов
Каждая обоснованная причина не из списка – 3 балла (максимум 12 баллов)
(б) Среди причин, объясняющих подобные различия, можно назвать разный уровень развития эпидемии в регионах, разный уровень важности для региона отраслей, которые могли бы быть подвержены ограничениям, разный уровень развития медицины в регионе (чем выше развитие медицины, тем легче лечить больных и можно меньше ограничивать жизнь региона), федеративное устройство России, позволяющее властям субъектов Федерации проводить самостоятельную политику в части мер, разрешенных законами РФ
Основные факторы, оцениваемые жюри:
Если указана одна причина из списка – 5 баллов
Если указаны две причины из списка – 11 баллов
Каждая обоснованная причина не из списка – 3 балла (максимум 11 баллов)
Король Мурляндии собирается построить завод, с которого ежедневно будут развозить ценный витамин, предназначенный для каждого жителя страны (после рейса все машины, развозящие витамин, должны возвращаться на завод). Король Мурляндии Мурмур XXVII точно понимает, что завод нужно разместить в какой-то точке на плоскости, ограниченной сторонами четырехугольника (возможно, в каком- то из городов, возможно – на стороне четырехугольника, а, возможно, где-то в другом месте).
Завод необходимо соединить дорогами с каждым из городов, при этом экономный Король очень хочет, чтобы сумма длин дорог (то есть сумма расстояний от завода до городов) была минимальной. Советники Мурмура XXVII отчаялись: они никак не могут выбрать место для строительства завода и уже готовятся принять королевскую кару. Неожиданно на помощь советникам пришел победитель Всероссийской олимпиады школьников по экономике великолепный Михаил Т., находившийся в Мурляндии проездом.
Узнав пожелания короля и взглянув на рисунок, Михаил не только смог правильно определить, где следует построить завод, но и доказал, почему нужно поступить именно так. Когда советники шепотом спросили Михаила, как ему это удалось, он рассказал, что внимательно изучил схему страны и вспомнил, что узнал на уроках геометрии в 7 классе.
Последуйте примеру Михаила Т., определив, где следует построить завод, и доказав, что это место – лучшее (будьте внимательны: такое место может быть одно, но их может быть и несколько).
Если указана одна причина из списка – 6 баллов
Если указаны две причины из списка – до 14 баллов в зависимости от корректности аргументов
Каждая обоснованная причина не из списка – 3 балла (максимум 12 баллов)
(б) Среди причин, объясняющих подобные различия, можно назвать разный уровень развития эпидемии в регионах, разный уровень важности для региона отраслей, которые могли бы быть подвержены ограничениям, разный уровень развития медицины в регионе (чем выше развитие медицины, тем легче лечить больных и можно меньше ограничивать жизнь региона), федеративное устройство России, позволяющее властям субъектов Федерации проводить самостоятельную политику в части мер, разрешенных законами РФ
Основные факторы, оцениваемые жюри:
Если указана одна причина из списка – 5 баллов
Если указаны две причины из списка – 11 баллов
Каждая обоснованная причина не из списка – 3 балла (максимум 11 баллов)
Мы предлагаем вам проанализировать график и ответить на несколько вопросов.
(а) По результатам анализа европейского автомобильного рынка известно, что в 2000 году концерн «Даймлер-Крайслер» занимал 20% рынка легковых автомобилей в Европе. при емкости рынка 90 млн. легковых автомобилей в год.
а1) Определите, сколько легковых автомобилей поставлял этот концерн на европейский ры- нок. Сколько грузовых автомобилей выпускала при этом компания?
а2) Чему при этом были равны альтернативные издержки производства одного легкового ав- томобиля в концерне?
(б) Известно, что во время существования единого концерна подразделение «Даймлер» спе- циализировалось на производстве и поставках легковых автомобилей. В 2008 году концерн «Дайм- лер-Крайслер» вновь разъединился на отдельные фирмы – «Даймлер» и «Крайслер», при этом тех- нологии производства в каждой отдельной корпорации не изменились.
б1) Покажите на графиках, как после распада стали выглядеть КПВ каждой отдельной компа- нии.
б2) Если емкость европейского рынка легковых автомобилей сохранится, сможет ли «Дайм- лер» после разделения обеспечить выпуск, позволяющий достичь долю, которую ранее занимала единая компания «Даймлер-Крайслер»? [Будем считать, что индивидуальные КПВ корпораций ли- нейные.]
(в) Объясните, что могло стать внутренними причинами разъединения концерна «Даймлер- Крайслер».
Мы предлагаем вам проанализировать график и ответить на несколько вопросов.
(а) По результатам анализа европейского автомобильного рынка известно, что в 2000 году концерн «Даймлер-Крайслер» занимал 20% рынка легковых автомобилей в Европе. при емкости рынка 90 млн. легковых автомобилей в год.
а1) Определите, сколько легковых автомобилей поставлял этот концерн на европейский ры- нок. Сколько грузовых автомобилей выпускала при этом компания?
а2) Чему при этом были равны альтернативные издержки производства одного легкового ав- томобиля в концерне?
(б) Известно, что во время существования единого концерна подразделение «Даймлер» спе- циализировалось на производстве и поставках легковых автомобилей. В 2008 году концерн «Дайм- лер-Крайслер» вновь разъединился на отдельные фирмы – «Даймлер» и «Крайслер», при этом тех- нологии производства в каждой отдельной корпорации не изменились.
б1) Покажите на графиках, как после распада стали выглядеть КПВ каждой отдельной компа- нии.
б2) Если емкость европейского рынка легковых автомобилей сохранится, сможет ли «Дайм- лер» после разделения обеспечить выпуск, позволяющий достичь долю, которую ранее занимала единая компания «Даймлер-Крайслер»? [Будем считать, что индивидуальные КПВ корпораций ли- нейные.]
(в) Объясните, что могло стать внутренними причинами разъединения концерна «Даймлер- Крайслер».
В городе N работает единственный торговый центр, который продает хлеб (А) и зрелища (В). Каждый человек, проживающий в этом городе, имеет две характеристики: его потребность в хлебе $x_A$ и его потребность в зрелищах $x_B$. Предпочтения жителей индивидуальны, каждый имеет различные резервные цены (резервная цена – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за единицу блага). Например, житель, находящийся в точке ($x_A$ = 0.3; $x_B$ = 0.4), имеет резервную цену на хлеб 0.3, а на зрелища 0.4. Каждый потребитель может приобрести максимум одну единицу каждого блага. Если потребитель покупает только одно благо, то его полезность равна резервной цене. Если потребитель покупает оба блага, то его полезность равна сумме резервных цен. Если потребитель ничего не покупает, то его полезность равна нулю. Потребитель решается на покупку, если полезность покупки не меньше затрат. Все жители стремятся максимизировать свой выигрыш от покупки.
Предельные издержки производства единицы каждого блага равны нулю. Торговый центр желает максимизировать общую прибыль от продаж хлеба и зрелищ.
(а) Допустим, хлеб и зрелища продаются раздельно. Какие цены $p_A$ и $p_B$ должен назначить торговый центр? Какое количество народа будет покупать только хлеб? Какая доля жителей будет покупать только зрелища? Какая доля жителей будет покупать оба блага? Какую прибыль получит торговый центр?
(б) Владелец торгового центра прочитал в учебнике по микроэкономике, что продажа това- ров пакетами (т.е. обеих благ вместе) может увеличить его прибыль. [В этом пункте вам требуется определить цену при «чистом пакетировании», т.е. в ситуации, когда оба товара продаются только в пакете и их невозможно купить отдельно. Полезность пакета для каждого потребителя определяется суммой полезностей хлеба и зрелищ].
(б1) Какую цену на пакет $p_{AB}$ должен назначить торговый центр? Какая доля жителей приобретет пакет?
(б2) Увеличилась ли прибыль торгового центра?
(в) Владелец торгового центра задался вопросам, сможет ли он увеличить свою прибыль, если будет продавать хлеб и зрелища не только в пакете, но и раздельно. [В этом пункте требуется определить цену при «смешанном пакетировании», т.е. когда оба товара продаются не только в пакете, но их еще возможно купить и раздельно].
(в1) Найдите функцию спроса на хлеб (т.е. зависимость, которая покажет долю жителей, которые будут покупать при различных ценах).
(в2) Найдите функцию спроса на зрелища (т.е. долю жителей, которая будет покупать только зрелища как функцию от цен).
(в3) Найдите функцию спроса на пакет из обоих благ (т.е. долю жителей, которая будет поку- пать только пакет как функцию от цен).
(в4) Составьте функцию прибыли торгового центра
(в5) Увеличится ли прибыль по сравнению с чистым пакетированием, описанным в пункте (б).