(a) [2 балла] Объясните, что такое фьючерс? Важно дать не только определение, а привести пример работы данного типа финансового инструмента.
(б) [10 баллов] Объясните каким образом цена на сырье стала отрицательной?
(в) [3 балла] Каким образом ситуация маркой петролиума LOL скажется на марке EKB?
(a) [8 баллов] Почему предпочтения совершать альтруистические поступки (просоциальное поведение) можно считать рациональными?
(б) [6 баллов] В тексте упоминается, что государство помогает устранить поведенческие и когнитивные ошибки, а в качестве примера приводится заключение брака. Придумайте примеры таких ошибок при заключении брака. Приведите не больше 3 примеров, если вы укажите больше 3 будут засчитаны первые 3.
(в) [6 баллов] Приведите 3 примера из жизни, которые являются рациональным поведением (необходимо объяснить, почему), которые могут казаться абсолютно иррациональными. Приведите не больше 3 примеров, если вы укажите больше 3 будут засчитаны первые 3.
(a) [6 баллов] Какие причины могли стать причиной критики аналитиками роста акций компаний GeekFun? Назовите 3 экономические причины и обоснуйте их.
(b) [6 баллов] Объясните причины почему несмотря на негативные прогнозы аналитиков (акции должны стоить в 50 раз меньше), стоимость акций все равно росла? Назовите 3 экономические причины и обоснуйте их.
(c) [3 балла] Должны ли на эту ситуацию реагировать регуляторы рынка? Если да, то почему и каким образом?
(а) [6 баллов] Как будет распределён бюджет, если дети идут в парк вместе с мамой? Будет ли Парето-эффективным распределение средств между сыном и дочерью? А между сыном, дочерью и мамой?
(б) [6 баллов] Как вы ответите на те же три вопроса в том случае, когда дети идут гулять вместе с папой?
(в) [3 балла] С кем из родителей больше нравится ходить в парк сыну и дочери, если и с мамой, и с папой им одинаково интересно? Как этот результат можно объяснить интуитивно? Напишите не более 5 предложений.
Почему мировая экономика не демонстрировала устойчивого роста до 1800 года
Несмотря на то что устойчивый экономический рост является недавним феноменом, рост экономики и улучшение уровня жизни людей, очевидно, происходили много раз в прошлом. История человечества также изобилует важными технологическими открытиями. Различные технологические инновации позволили увеличить производительность в охоте и собирательстве даже до неолитической революции. Переход к фермерству около 9000 г. до н.э., возможно, был наиболее важной технологической революцией всех времен: он привел к росту производительности в сельском хозяйстве и развитию более сложных общественных отношений и политических систем. Мы также имеем ряд археологических свидетельств различных эпизодов экономического роста в античном мире. Исторические оценки говорят о том, что потребление на душу населения возросло в два раза во время расцвета древнегреческой цивилизации между 800 г. до н. э. и 50 г. до н. э. Аналогичное улучшение уровня жизни наблюдалось в Римской республике и империи после 400 г. до н. э. и, скорее всего, в южноамериканских цивилизациях в доколумбову эпоху, в особенности у ольмеков, майя и ацтеков и, возможно, даже у инков. Несмотря на то что данные для столь далеких исторических периодов ограниченны, имеющиеся у нас эмпирические свидетельства говорят о том, что базовая неоклассическая модель экономического роста, в которой рост экономики, как правило, основывается на накоплении физического капитала, является хорошим описанием развития этих древних экономик.
Однако эти эпизоды экономического роста качественно отличаются от траектории устойчивого роста, на которую вышли экономики мира в конце ХVIII и начале ХIХ вв. Наиболее важными здесь являются четыре фактора, которые описывают различия между этими эпизодами роста и современным экономическим ростом. Во-первых, ранние эпизоды экономического роста были относительно краткосрочными или шли с относительно низким темпом. Например, в статье [Morris 2004] приведена оценка того, что доход на душу населения лишь удвоился (как максимум не более чем утроился) в течение 500 лет между 800 г. до н.э. и 300 г до н.э. и рост в основном был догоняющим ростом при очень низком начальном уровне дохода на душу населения в 800 г. до н.э. В большинстве случаев начальный рост экономики быстро затухал по той или иной причине. Во-вторых, в продолжение первого фактора, рост экономики никогда не был связан с непрерывным процессом технологических инноваций, то есть он никогда не походил на экономический рост, основанный на технологии. В-третьих, в большинстве случаев экономические институты, необходимые для поддержания устойчивого экономического роста, не были созданы. Финансовые отношения находились в основном на примитивном уровне, контрактные институты оставались неформальными, рынки были сильно зарегулированы различными внутренними тарифами, а доходы и сбережения не достигали уровня, необходимого для того, чтобы появления большого рынка и одновременные инвестиции в различные виды экономической деятельности стали прибыльными. Другими словами, структурные изменения, сопровождающие процесс экономического развития, не имели места. В-четвертых (и это, возможно, наиболее важный фактор, ставший причиной остальных трех), все эпизоды античного экономического роста протекали в контексте авторитарных политических режимов. Они не были эпизодами экономического роста для всего общества. Вместо этого это был рост, вызванный элитой, использовавшей уже имеющиеся в обществе сравнительные преимущества, для своей собственной выгоды.
Поэтому неудивительно то, что улучшение условий жизни коснулось лишь узкой группы индивидов и не затронуло общество в целом. Почему эти эпизоды экономического роста не трансформировались в процесс «взлета» экономики, в конечном счете ведущий к устойчивому росту экономики? Экономический рост возможен и при авторитарных режимах. Предприниматели и работники могут увеличивать свою производительность, может улучшаться разделение труда, также могут улучшаться за счет обучения в процессе производства технологии, которыми они пользуются. Более того, члены общества, владеющие политической властью, и их пособники обеспечены защитой права собственности, необходимой для осуществления инвестиций. Также в экономике могут случайно происходить некоторые технологические прорывы. Несмотря на это, отличительной чертой экономического роста в авторитарном обществе является то, что он защищает интересы находящейся у власти элиты. То есть в конце концов такой рост всегда основывается на существующих технологиях и производственных отношениях. Он не вызывает процесс созидательного разрушения и выход на рынок новых талантов и новых фирм, необходимый для перехода экономики на траекторию устойчивого экономического роста. В дополнение, важную роль могут играть технологические ограничения. Например, относительно быстрый экономический рост в ХIХ в. требовал квалифицированных работников, и до того, как был изобретен печатный станок, обучение критической массы работников с необходимыми навыками было запретительно дорого. Несмотря на то что прогресс технологических знаний не является монотонным во времени (и некоторые полезные производственные технологии иногда утрачиваются), технологическая база, доступная потенциальному предпринимателю в конце ХVIII в., была значительно шире базы, доступной предпринимателю в Древней Греции или Древнем Риме.
(a) [2 баллa] “Экономическое развитие является необходимым условием для улучшения уровня жизни (богатства) людей.” Верно ли это утверждение? Почему? Напишите 3-4 предложения.
(б) [8 баллов] Объясните, как
(i) примитивность финансовых отношений, (ii) неформальность контрактных институтов, (iii) зарегулированность рынков тарифами и (iv) недостаточность доходов и сбережений препятствовали экономическому росту древних экономик? Напишите по 2-3 предложения на каждый подпункт.
(в) [2 балла] Каким образом улучшение разделения труда способствует экономическому росту? Напишите 2-3 предложения.
(г) [4 балла] С точки зрения теории игр объясните, почему в развитых странах не наблюдается систематически процесс, обратный разделению труда? Напишите не более 5 предложений.
(д) [2 балла] При каких обстоятельствах такой обратный процесс всё же может происходить? Напишите 2-3 предложения.
(е) [2 балла] Что такое созидательное разрушение? Какое механизм его действия? Напишите 2-3 предложения.
(ж) [2 балла] Приведите два примера созидательного разрушения из современной экономической истории. Напишите не более 5 предложений.
(з) [3 балла] Какой политический режим способствует процессу созидательного разрушения и почему? Напишите не более 4 предложений.
(a) [5 баллов] С каким основным риском может столкнуться стратегия Алины и к чему риск может привести для Алины?
(б) [5 баллов] Предположим, что стратегия Алины провалится с треском. Какие последствия будут для местного банка, который выдавал кредит Алине?
(в) [5 баллов] Должны ли на эту ситуацию реагировать регуляторы рынка? Если нет, то почему? Если да, то почему и каким образом?
(a) [8 баллов] Почему предпочтения совершать альтруистические поступки (просоциальное поведение) можно считать рациональными?
(б) [6 баллов] В тексте упоминается, что государство помогает устранить поведенческие и когнитивные ошибки, а в качестве примера приводится заключение брака. Придумайте примеры таких ошибок при заключении брака. Приведите не больше 3 примеров, если вы укажите больше 3 будут засчитаны первые 3.
(в) [6 баллов] Приведите 3 примера из жизни, которые являются рациональным поведением (необходимо объяснить, почему), которые могут казаться абсолютно иррациональными. Приведите не больше 3 примеров, если вы укажите больше 3 будут засчитаны первые 3.