Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
а) Объясните, почему, на Ваш взгляд, несмотря на стремление к накоплению, поместье Плюшкина разорилось?
б) Как в экономической теории называется парадокс, описанный в ситуации с Плюшкиным и в приведенной цитате? Во всех ли ситуациях с накоплением это правило работает?
в) Приведите пример из реальной жизни, в котором стремление к накоплению может привести к снижению реальных доходов населения. Каким образом государство может влиять на эту ситуацию?
б) В экономике эта ситуация называется «парадоксом бережливости». Суть его состоит в том, стремление общества к приращению богатства за счет сбережений ведет к снижению совокупного спроса, и, в итоге, снижению уровня сбережений. Однако взгляды на данный парадокс различаются. Правило сформулировано в кейнсианской модели, где распространяется в краткосрочной перспективе и обусловлено тем, что объем сбережений не равен объему инвестиций. Таким образом, стремление населения к сбережению отрицательным образом сказывается на экономическом росте. В классической теории, напротив, принято считать, что объем сбережений равен объему инвестиций, и,
соответственно, в долгосрочной перспективе высокая сберегательная активность населения способствует экономическому росту и инвестиционной активности. (10 баллов; при ответе на вопрос, учащийся должен продемонстрировать противоречивость и неоднозначность данного парадокса)
в) Возможен любой пример, сутью которого будет являться стремление населения к накоплению в форме наличных денег, либо в ином формате, когда деньги «не работают». В таком случае, в долгосрочной перспективе под влиянием инфляционных процессов сбережения будут обесцениваться, что повлечет за собой снижение совокупного спроса и темпов экономического роста. Задача государства в таком случае: использовать меры стимулирования потребительского спроса населения. Государственные программы могут носить разный характер, например, стимулирование спроса на отечественную продукцию, путем предоставления неких бонусов (например, программы утилизации). (5 баллов)