Известно также, что на протяжении всего рассматриваемого периода времени – за исключением экономических кризисов – ВВП в указанных странах увеличивался. Может сложиться впечатление, что экономический рост и неравенство положительно связаны между собой. Предлагается обсудить несколько механизмов, которые могут обуславливать наличие взаимосвязи (необязательно положительной) между неравенством и различными экономическими показателями, связанными с ростом.
(а) Эффект от международной торговли. Как отмечают исследователи, усиление степени вовлечённости в международную торговлю снижает неравенство в доходах, что особенно сильно заметно в развивающихся странах, экспортирующих сельскохозяйственную продукцию. Объясните данное явление.
(б) Финансовая глобализация. Рост прямых иностранных инвестиций, как показывают эмпирические исследования, приводит к увеличению неравенства как в стране, в которую приходят инвестиции, так и в стране, из которой они осуществляются. Объясните, почему так происходит.
(в) Теперь рассмотрим обратный эффект: неравенство может сказываться на экономическом росте. Возможные каналы воздействия работают через: (1) изменение налоговой ставки, (2) изменение нормы сбережений, (3) человеческий капитал, (4) издержки входа на рынок. Попробуйте объяснить, как работает каждый из этих каналов (т.е. как неравенство влияет на каждый из указанных факторов и как он в свою очередь влияет на экономический рост).
Комментарий: За влияние на монополизацию рынка ставится 2 балла, поскольку такой эффект действительно может быть, однако относится ко всем странам, а не к тем, кто экспортирует сельскохозяйственную продукцию.
Итог 4 балла.
(б) Иностранные инвестиции в основном направляются в высокопроизводительные отрасли (+1 балл), для работы в которых зачастую требуется большое количество людей с образованием. Таким образом, спрос на высококвалифицированных рабочих в стране, куда приходят инвестиции, растет (+1 балл). Поэтому их изначально более высокие зарплаты увеличиваются (+1 балл). Низкоквалифицированный труд при этом продолжает получать низкую зарплату, из-за чего неравенство в доходах увеличивается (+1 балл). По той же причине, поскольку деньги будут уходить из страны кредитора из наименее прибыльных секторов, в которых зачастую задействован неквалифицированный труд, спрос на него будет сокращаться, приводя к снижению заработных плат и усилению неравенства и в стране-кредиторе (+1 балл). Альтернативное объяснение для неравенства в стране-кредиторе может идти через то, что для инвестирования в проекты на международном рынке, может быть необходимо преодолеть некоторые барьеры (финансовые, образование и т.п.), и сделать это проще богатым людям.
Итог 5 баллов.
(в) 1) Чем больше неравенство, тем меньше доход медианного избирателя (+1 балл), тем большие налоги на богатых он хочет установить (+1 балл), тем больше нагрузка на бизнес (+1 балл), тем меньше экономический рост (из-за того, что меньше производств будет открываться) (+1 балл). Комментарий: увеличение или уменьшение выпуска не говорит о том, что будет меняться темп роста выпуска. Налоги поднимают один раз, это разовый шок для спроса, в итоге он упадет один раз, но сдерживающий эффект для открытия новых прибыльных бизнесов будет оказываться все время.
2) Чем больше доход человека, тем меньшую долю от него он будет тратить на потребление, и, как следствие, больше будет уходить на сбережения (+1 балл). При большом неравенстве в обществе образуется группа людей, которые очень большую долю своего дохода сберегают (+1 балл). Из-за этого общая сумма сбережений в стране может оказаться больше, чем если бы доходы были распределены равномерно (+1 балл). Большие сбережения будут обеспечивать большее количество инвестиций, положительно влияя на экономический рост (+1 балл).
3) Большое неравенство осложняет получение образования бедными группами населения (+1 балл), поэтому меньше людей осваивают какие-то полезные навыки и получают хорошее образование (+1 балл). Из-за этого страна продолжает использовать низкоэффективные технологии производства/изобретает меньшее количество инноваций/ не может активно заимствовать у более развитых стран их технологии (+1 балл). Это приводит к тому, что экономический рост замедляется (+1 балл).
4) Если для финансирования некоторых технологий требуется большое количество финансовых средств (+1 балл). Большое количество людей, обладающих небольшим количеством средств на инвестирование, вряд ли смогут скоординировать свои действия и профинансировать проект, требующий огромных денег (+1 балл). Это может быть связано, в частности, с транзакционными издержками, асимметрией информации на финансовом рынке и т.п. (+1 балл). Если же ресурсы сконцентрированы в руках одного человека, он скорее сможет профинансировать большой проект, тем самым стимулируя экономический рост (+1 балл). Комментарий: Ответ про то, что большое неравенство создает более высокие барьеры, неверный. Поскольку если только богатые смогли изначально перешагнуть барьер и создать монополию, то без неравенства этого производства не было бы вообще, а если кто-то стал богатым за счет создания монополии, то значит изначально в отрасль могли зайти все, а значит там бы скорее образовалась совершенная конкуренция. Также если на рынке уже есть высокие барьеры на вход, из-за чего может существовать только монополия, то монополисту нет смысла тратить ресурсы на создание дополнительных барьеров.
Итог: по 4 балла за каждый из каналов, всего 16 баллов.
(а) Какая заработная плата установится в равновесии в регионе $X$?
(б) У правительства региона $X$ есть возможность привлечь дополнительную рабочую силу в свой регион: если необходимо добиться притока мигрантов в количестве $m$ единиц труда (вдобавок к уже имеющимся $15$), то стоимость такой программы составит $0,8m^2$ д.е. Все новые работники предлагают свои услуги абсолютно неэластично – точно так же, как и местные. Реализуя программу привлечения мигрантов, власти стремятся максимизировать совокупное благосостояние на рынке труда, которое складывается из прибылей обеих действующих в регионе фирм и дохода всех занятых в регионе работников за вычетом расходов на программу. Выигрыш потребителей продукции Альфы и Беты региональные власти не принимают во внимание – продукция продаётся за пределами региона $X$. Сколько мигрантов будет привлечено?
(в) На работу в администрацию региона $X$ вышел новый чиновник, ответственный за функционирование рынка труда и реализацию миграционной программы. Во-первых, он не уверен, что издержки на «переманивание» новых работников в точности равны $0,8m^2$ д.е., а считает, что издержки составляют $\mu m^2$д.е., $\mu > 0$. Во-вторых, он ни при каких условиях не готов приглашать в регион больше мигрантов, чем при прежней политике, т.е. чем в пункте (б). В-третьих, чиновник полагает, что в совокупном благосостоянии следует учитывать суммарный доход не всех занятых в регионе работников, а только «местных», т.е. тех $15$ единиц труда, которые находились в регионе изначально. Сколько мигрантов будет привлечено в регион в зависимости от $\mu$?
б) На графике рынка труда можно увидеть, что совокупное благосостояние прирастет за счет площади трапеции (3 балла), основаниями которой являются старая и новая зарплаты, а высотой $-$ сдвиг предложения труда, равный количеству мигрантов $m$. Но благосостояние будет уменьшаться из-за издержек на привлечение мигрантов $0,8m^2$. Исходная зарплата $w_{1} = 16$, как было установлено в пункте а); новую зарплату можно найти, приравняв спрос на труд к новому предложению труда:
$$25 - 0,625w_{2} = 15 + m, \qquad w_{2} = 16 - 1,6m$$ (1 балл)
Таким образом, изменение благосостояния составит (2 балл)
$$\Delta SW = 0,5(w_{1} + w_{2})m - 0,8m^2 = 0,5(16 + 16 - 1,6m)m - 0,8m^2 = \\ =0,5(32m - 1,6m^2) - 0,8m^2 = 16m - 1,6m^2 \rightarrow \underset{m \geq 0}{max}$$
Парабола с ветвями вниз (1 балл), вершина в точке $m^{*} = 5$ (1 балл) $-$ это и есть оптимальное число мигрантов.
Другой способ решения (в лоб):
$w_{2} = 16 - 1,6m$ (1 балл)
В оптимуме:
$L_{\alpha}^{*}(w) = 15 - 0,5w_{2} = 7 + 0,8m$, откуда $\pi_{\alpha}(L_{\alpha}^{*}) = (7 + 0,8m)^2$ (1 балл),
$L_{\beta}^{*}(w) = 10 - 0,125w_{2} = 8 + 0,2m$, откуда $\pi_{\beta}(L_{\beta}^{*}) = 4(8 + 0,2m)^2$ (1 балл),
Доход работников $(15 + m)(16 - 1,6m)$ (1 балл)
Если значения $\pi_{\alpha}(L_{\alpha}^{*})$, $\pi_{\beta}(L_{\beta}^{*})$ и доход работников найдены неявно и сразу подставлены в функцию общественного благосостояния, баллы ставятся.
Таким образом, общественное благосостояние будет (2 балла)
$SW = (7 + 0,8m)^2 + 4(8 + 0,2m)^2 + (15 + m)(16 - 1,6m) - 0,8m^2 = 545 + 16m - 1,6m^2 \rightarrow \underset{m \geq 0}{max}$
Парабола с ветвями вниз (1 балл), вершина в точке $m^{*} = 5$ (1 балл) $-$ это и есть оптимальное число мигрантов.
Итог 8 баллов.
в) На графике рынка труда можно увидеть, что совокупное благосостояние прирастет за счет площади прямоугольного треугольника, одним катетом которого являются разница старой и новой зарплаты, а другим $-$ сдвиг предложения труда, равный количеству мигрантов $m$ (3 балла). Но благосостояние будет уменьшаться из-за издержек на привлечение мигрантов $\mu m^2$. Как было найдено, $w_{1} = 16$ и $w_{2} = 16 - 1,6m$ тогда $w_{1} - w_{2} = 16 - (16 - 1,6m) = 1,6m.$ Таким образом, изменение благосостояния составит (2 балла)
$$\Delta SW = 0,5(w_{1} - w_{2})m - \mu m^2 = 0,5 \cdot 1,6m \cdot m - \mu m^2 = 0,8m^2 - \mu m^2 = (0,8 - \mu)m^2 \rightarrow \underset{0 \leq m \leq 5}{max}$$
Отсюда видно, что если $\mu < 0,8$, то благосостояние монотонно растет по $m$, а значит оптимальное число мигрантов $m^{*} = 5$ (1 балл), а если $\mu > 0,8$, то благосостояние монотонно убывает по $m$, а значит оптимальное число мигрантов $m^{*} = 0$ (1 балл); в точности при $\mu = 0,8$ оптимальным может быть любое число мигрантов (1 балл).
Другой способ решения (в лоб):
$w_{2} = 16 - 1,6m$ (1 балл)
В оптимуме:
$L_{\alpha}^{*}(w) = 15 - 0,5w_{2} = 7 + 0,8m$, откуда $\pi_{\alpha}(L_{\alpha}^{*}) = (7 + 0,8m)^2$ (1 балл),
$L_{\beta}^{*}(w) = 10 - 0,125w_{2} = 8 + 0,2m$, откуда $\pi_{\beta}(L_{\beta}^{*}) = 4(8 + 0,2m)^2$ (1 балл),
(Если $w_{2}$, $\pi_{\alpha}(L_{\alpha}^{*})$, $\pi_{\beta}(L_{\beta}^{*})$ найдены в пункте (б) и использовались в (в), баллы ставятся и в пункте (в))
Доход работников $15(16 - 1,6m)$,
Таким образом, общественное благосостояние будет (2 балла)
$SW = (7 + 0,8m)^2 + 4(8 + 0,2m)^2 + 15 \cdot (16 - 1,6m) - \mu m^2 = 545 + (0,8 - \mu)m^2 \rightarrow \underset{0 \leq m \leq 5}{max}$
Отсюда видно, что если $\mu < 0,8$, то благосостояние монотонно растет по $m$, а значит оптимальное число мигрантов $m^{*} = 5$ (1 балл), а если $\mu > 0,8$, то благосостояние монотонно убывает по $m$, а значит оптимальное число мигрантов $m^{*} = 0$ (1 балл); в точности при $\mu = 0,8$ оптимальным может быть любое число мигрантов (1 балл).
Итог 8 баллов.
(а) Очевидно, что в данной модели, в отличие от стандартной, ВВП в каждой стране будет реагировать не только на изменение национальных госзакупок, но и на изменение иностранных. Найдите мультипликаторы, показывающие реакцию:
$–$выпуска страны $A$ на изменение госзакупок в стране $A$;
$–$выпуска страны $A$ на изменение госзакупок в стране $B$;
$–$выпуска страны $B$ на изменение госзакупок в стране $B$;
$–$выпуска страны $B$ на изменение госзакупок в стране $A$.
(б) Пусть госзакупки в странах $A$ и $B$ равны $40$ и $60$ д.е. соответственно. Подсчитайте ВВП и сальдо торгового баланса каждой из стран.
(в) Правительство страны $A$ желает поддержать национальных производителей, для чего решило квотировать импорт: отныне в страну $A$ можно завезти товаров на сумму не более $30$ д.е. (естественно, условие о том, что страна $A$ тратит на импорт $20\%$ своего дохода, теперь выполняться не обязано). Чему будут равны выпуски каждой из стран в новом равновесии?
(г) Если вы правильно решили пункты (б) и (в), вы получили, что ВВП страны $A$ вырастет, а ВВП страны $B$ снизится. Однако на самом деле в реальном мире вовлечённость страны в международную торговлю и ВВП на душу населения связаны положительно. Дайте краткий комментарий, почему эта связь положительна, приведя два аргумента.
(д) Увидев сокращение выпуска, вызванное протекционистскими мерами страны $A$, правительство страны $B$ принимает решение увеличить госзакупки, чтобы вернуть экономику к исходному выпуску, найденному в пункте (б). На какую величину следует изменить госзакупки?
б) Если $G_{A} = 40$ и $G_{B} = 60$, то
$$Y_{A} = 105 + 1,5 \cdot 40 + 0,25 \cdot 60 = 180$$
$$Y_{B} = 135 + 1,75 \cdot 60 + 0,5 \cdot 40 = 260$$
$$NX_{A} = 0,1Y_{B} - 0,2Y_{A} = 0,1 \cdot 260 - 0,2 \cdot 180 = -10$$
$$NX_{B} = 0,2Y_{A} - 0,1Y_{B} = -NX_{A} = 10$$
в) В пункте (б) можем видеть, что без вмешательства страна $A$ импортировала на сумму $36$ д.е., что больше $30$, а значит, ограничение будет связывающим: в новом равновесии импорт страны $A$ составит в точности $30$ д.е. Импорт страны $A$ $–$ это экспорт страны $B$, который, стало быть, будет равен $30$ д.е., тогда для страны $B$ можем составить уравнение с одной переменной $-$ $Y_{B}$:
$$Y_{B} = C_{B} + I_{B} + G_{B} + Ex_{B} - Im_{B} = 10 + 0,5Y_{B} + 50 + 60 + 30 - 0,1Y_{B} = 150 + 0,4Y_{B}$$
Отсюда получаем $Y_{B} = 250$. Значит, $Ex_{A} = 0,1$, $Y_{B} = 25$. Вспомним, что $Im_{A} = Ex_{B} = 30$:
$$Y_{A} = C_{A} + I_{A} + G_{A} + Ex_{A} - Im_{A} = 10 + 0,5Y_{A} + 50 + 40 + 25 - 30 = 95 + 0,5Y_{A}$$
Отсюда получаем $Y_{A} = 190$.
г) Действительно, $\Delta Y_{A} = 10 > 0$ и $\Delta Y_{B} = -10 < 0$
д) Заметим, что пользоваться мультипликатором из пункта (а) больше нельзя, так как при зафиксированном импорте страны $A$ предельная склонность к импортированию у страны $A$ фактически стала равна нулю. Уравнение ВВП страны $B$ примет вид
$$Y_{B} = C_{B} + I_{B} + G_{B} + Ex_{B} - Im_{B} = 10 + 0,5Y_{B} + 50 + G_{B} + 30 - 0,1Y_{B} = 90 + G_{B} + 0,4Y_{B}$$
Цель правительства $-$ $Y_{B} = 260$, тогда
$$0,6Y_{B} = 90 + G_{B} = 0,6 \cdot 260 = 156 \quad G_{B} = 66 \quad \Delta G_{B} = 6$$
а) Пусть $v(x) = \ln x$. Обязательного налогообложения нет $–$ каждый избиратель независимо принимает решение о вкладе в создание общественных благ, добровольно внося в госбюджет некоторую долю от своего дохода (фактически общественные блага финансируются путём краудфандинга). Какую часть дохода избиратели захотят направить на обеспечение общественных благ?
б) Предположим теперь, что решение насчёт ставки налога принимается беневолентным правителем, т.е. таким, который максимизирует суммарное удовольствие избирателей. Какая ставка налога будет назначена? Как она соотносится со ставкой, которую избиратели выбирали для себя самостоятельно в пункте (а)? Какая проблема иллюстрируется на этом примере?
в) Допустим, правитель коррумпирован: он взимает налоги в одном объёме, а в обмен предоставляет избирателям общественные блага не в таком же, а в меньшем объёме, поскольку часть собранных налогов разворовывается. Иначе говоря, объём общественных благ больше не равен сумме всех собираемых в стране налогов, а отличается от налоговых поступлений на величину коррупционного дохода правителя. Если правитель запланировал присвоить долю $c \in [0; 1]$ от совокупного дохода всех избирателей (стало быть, от $ny$ д.е.), то какую ставку налога ему следует назначить, чтобы при таком условии максимизировать удовольствие избирателей?
(г) Если правитель-коррупционер похищает из казны столько средств, что в результате удовольствие избирателей становится ниже, чем в отсутствие централизованного налогообложения вообще, т.е. чем в пункте (а), то происходит революция, такой правитель объявляется неэффективным и смещается. Каково максимальное значение $\overset{\sim}{c}$, которое может быть расхищено?
б) Беневолентный правитель выбирает общую для всех ставку $t$ и максимизирует величину
$$u(t) = nu_{i}(t) = n\Big(\theta \ln(nty) + (1 - \theta) \ln\big(y(1 - t)\big)\Big) \rightarrow \underset{0 \leq t \leq 1}{max}$$
Множитель $n$ при оптимизации можно проигнорировать. Условие первого порядка примет вид
$$u^{'}(t) = \theta \frac{1}{nty}ny + (1 - \theta)\frac{1}{y(1 - t)}(-y) = \frac{\theta}{t} - \frac{1 - \theta}{1 - t} = 0$$
Из этого выражения видно, что первая производная убывает по $t$, т.е. условие второго порядка будет выполнено. Нетрудно убедиться, что в оптимуме $t^{*} = \theta$.
Легко видеть, что для любого $n > 1$
$$t^{*} = \theta > t_{i}^{*} = \frac{\theta}{\theta + n(1 - \theta)}$$
Стало быть, равновесие, при котором общественные блага финансируются децентрализованно, уступает в эффективности равновесию, при котором решение принимает центральный планировщик, именно по той причине, что в первом случае происходит недофинансирование общественных благ. Перед нами сюжет, иллюстрирующий проблему безбилетника.
в) Если разворовывается величина $cny$, а налоговые сборы в сумме по-прежнему составляют $tny$, то размер общественных благ будет равен $G = tny - cny = ny(t - c)$. С учетом этого целевая функция правителя обновится:
$$u(t) = nu_{i}(t) = n\Big(\theta \ln\big(ny(t - c)\big) + (1 - \theta) \ln\big(y(1 - t)\big)\Big) \rightarrow \underset{0 \leq t \leq 1}{max}$$
Множитель $n$ при оптимизации можно проигнорировать. Условие первого порядка:
$$u^{'}(t) = \theta \frac{1}{ny(t - c)}ny + (1 - \theta)\frac{1}{y(1 - t)}(-y) = \frac{\theta}{t - c} - \frac{1 - \theta}{1 - t} = 0$$
Из этого выражения видно, что первая производная убывает по $t$, т.е. условие второго порядка будет выполнено. В оптимуме имеем
$$\theta(1 - t) = (1 - \theta)(t - c) \qquad \theta - \theta t = t - c - \theta t + \theta c \qquad t^{**} = \theta + c(1 - \theta)$$
Очевидно, что $t^{**} = \theta + c(1 - \theta) > t^{*} = \theta$: коррупция увеличивает налоговое бремя.
г) При наличии коррупции объём общественных благ составит
$$G(t^{**}) = ny(t^{**} - c) = ny\big(\theta + c(1 - \theta) - c\big) = ny(\theta - \theta c) = ny \theta (1 - c)$$
А располагаемый доход одного агента составит
$$y(1 - t^{**}) = y\big(1 - \theta - c(1 - \theta)\big) = y(1 - \theta)(1 - c)$$
Без централизованного налогообложения общественные блага будут произведены в объёме
$$G(t_{i}^{*}) = nt_{i}^{*}y = n\frac{\theta}{\theta + n(1 - \theta)}y$$
А располагаемый доход одного агента составит
$$y(1 - t_{i}^{*}) = y\Big(1 - \frac{\theta}{\theta + n(1 - \theta)}\Big) = y\frac{n(1 - \theta)}{\theta + n(1 - \theta)}$$
Чтобы сохранить власть, следует выбирать объемы коррупции так, чтобы выполнялось условие
$$\theta \ln\big(ny \theta(1 - c)\big) + (1 - \theta)\ln\big(y(1 - \theta)(1 - c)\big) \geq \theta \ln \frac{ny \theta}{\theta + n(1 - \theta)} + (1 - \theta) \ln \frac{ny(1 - \theta)}{\theta + n(1 - \theta)}$$
$$\ln\big(ny \theta(1 - c)\big)^{\theta} + \ln\big(y(1 - \theta)(1 - c)\big)^{1 - \theta} \geq \ln \Big(\frac{ny \theta}{\theta + n(1 - \theta)}\Big)^{\theta} + \ln \Big(\frac{ny(1 - \theta)}{\theta + n(1 - \theta)}\Big)^{1 - \theta}$$
$$\ln \Big(\big(ny \theta (1 - c)\big)^{\theta}\big(y(1 - \theta)(1 - c)\big)^{1 - \theta}\Big) \geq \ln \bigg(\Big(\frac{ny \theta}{\theta + n(1 - \theta)}\Big)^{\theta}\Big(\frac{ny(1 - \theta)}{\theta + n(1 - \theta)}\Big)^{1 - \theta}\bigg)$$
$$\big(ny \theta (1 - c)\big)^{\theta}\big(y(1 - \theta)(1 - c)\big)^{1 - \theta} \geq \Big(\frac{ny \theta}{\theta + n(1 - \theta)}\Big)^{\theta}\Big(\frac{ny(1 - \theta)}{\theta + n(1 - \theta)}\Big)^{1 - \theta}$$
$$n^{\theta}y^{\theta} \theta^{\theta}(1 - c)^{\theta}y^{1 - \theta}(1 - \theta)^{1 - \theta}(1 - c)^{1 - \theta} \geq \frac{n^{\theta}y^{\theta} \theta^{\theta}n^{1 - \theta}y^{1 - \theta}(1 - \theta)^{1 - \theta}}{\big(\theta + n(1 - \theta)\big)^{\theta}\big(\theta + n(1 - \theta)\big)^{1 - \theta}}$$
$$1 - c \geq \frac{n^{1 - \theta}}{\theta + n(1 - \theta)}$$
Таким образом, граничное значение размера коррупции составляет:
$$\overset{\sim}{c} = 1 - \frac{n^{1 - \theta}}{\theta + n(1 - \theta)}$$
(а) Что показывает коэффициент Джини? Какую тенденцию показывает данный график?
(б) Ниже приведён график, на котором представлена динамика коэффициента Джини, посчитанного на основе рыночного дохода (доходы от факторов производства и т.п.) и на основе располагаемого дохода для США. Приведите две причины, по которым графики могут отличаться подобным образом.
(в) Известно также, что на протяжении всего рассматриваемого периода времени $–$ за исключением экономических кризисов $–$ ВВП в указанных странах увеличивался. Может сложиться впечатление, что экономический рост и неравенство положительно связаны между собой. Почему экономический рост, даже при возрастании коэффициента Джини, выгоден «бедным»?
(г) Экономический рост зачастую связывают в экономической литературе с развитием технологий, однако именно более развитые технологии могут вызывать рост неравенства в стране. Каким образом более высокий технологический прогресс может привести к увеличению степени неравенства в стране?
б) (1+5+5 баллов) Из графика видно, что неравенство рыночных доходов выше, чем располагаемых. (1 балл) Это является результатом парораспределительной политики государства. Механизмы, которые могут быть названы:
i) налогообложение (прогрессивное/пропорциональное налогообложение), которое сокращает уровень неравенства за счет сокращения располагаемого дохода высших групп в большей степени, чем низших. (При указании налогообложения в целом ставится 3 балла, поскольку при фиксированной сумме налога или при регрессивном налоге уровень неравенства не изменяется или растет соответственно) (5 баллов)
ii) трансферты (более бедные слои населения получают пособия, стипендии и иные выплаты, увеличивающие их располагаемый доход, и тем самым, сокращается уровень неравенства) (5 баллов)
За каждый механизм можно получить 5 баллов $–$ 2 балла название самого механизма и 3 балла за описание его влияния на уровень неравенства.
в) (6 баллов) При экономическом росте увеличиваются доходы высшего слоя, но и положения бедных в абсолютном выражении улучшается (при увеличении налоговых сборов с возросших доходов богатых появляется возможность расширения политики социальной поддержки). Кроме того, экономический рост связан с улучшением технологий, и, следовательно, качества благ, что позволяет приобретать некоторые блага реже, экономя доход.
Идея о том, что если имеет место общий рост, то даже низшим слоям становится лучше в абсолютном отношении.
Принимаются и иные корректные механизмы.
6 баллов ставится за полный ответ. При отсутствии достаточных комментариев о том, как экономический рост способствует улучшению положения низших групп по доходу ставится 3 балла.
г) (6 баллов) Прогрессивные технологии приносят большую выгоду для более образованных и обеспеченных, то есть у тех, чей доход выше, поэтому увеличивается премия за образование, что ведет к росту неравенства.
Новые технологии, как правило, защищаются правом интеллектуальной собственности, то есть мы имеем ограниченный круг лиц, который может получать прибыль от более эффективного производства, что приводит к ухудшению положения других игроков рынка (сокращение прибыли, банкротство) и концентрации прибыли. Это сказывается на распределении дохода и может приводить к усилению неравенства. (Подразумевается, что новые технологии адаптируются изначально более успешными фирмами, которые еще больше улучшают свое положение)
Принимаются и иные корректные механизмы.
6 баллов ставится за полный ответ. При отсутствии достаточных комментариев о том, как технологический прогресс влияет на неравенство ставится 3 балла.
(а) Какая цена будет установлена для конечных потребителей на таком рынке?
(б) Какая цена сложилась бы на рынке, если бы произошло слияние производителя и дистрибьютора?
(в) Государство желает понизить цену, которую в условиях пункта (а) платят конечные потребители, для чего рассматривает идею регламентировать ценообразование. Есть вариант регулировать рынок по следующей схеме: фиксировать оптовую цену (по которой дистрибьютор закупает продукцию у производителя) на уровне $\overline{p}$ д.е., но в обмен дать производителю право взимать с дистрибьютора разовую плату $A$ д.е. за право осуществлять свою деятельность по перепродаже товара. Государство устанавливает максимально и минимально допустимые значения $A$. Назовём парето-улучшением такое изменение, в результате которого никому из агентов не станет хуже, а хотя бы одному станет лучше. Будем считать, что по сравнению с пунктом (а) производителю и дистрибьютору становится лучше, если растёт их прибыль, а потребителям $–$ третьему агенту $–$ становится лучше, если они покупают больше и дешевле. Возможно ли с помощью такой политики добиться парето-улучшения? Если нет $–$ докажите; если да $–$ приведите фиксированную розничную цену и диапазон для платы за право на перепродажу, которые следует законодательно закрепить, чтобы понизить розничную цену для потребителей на $12,5\%$.
$\pi_{d} = (20 - Q) \cdot Q - P \cdot Q$ $-$ 3 балла
Далее обоснованием через вершину параболы ветвями вниз или производной с использованием ее вида или второй производной
$Q = \frac{20 - P}{2}$ $-$ 1 балл
$\pi_{\text{п}} = (P - 4) \cdot Q = \frac{(P - 4)(20 - P)}{2}$ $-$ 3 балла
Полностью обоснованный $P = 12$ $-$ 1 балл
Итого $Q = 4$, $P_{d} = 16$ $-$ 1 балл
б) Максимум 4 балла
$\pi(P) = (20 - P)(P - 4)$ максимизируем $-$ 3 балла
Полностью обоснованный $P = 12$ $-$ 1 балл
в) Максимум 12 баллов
$P = 16 \cdot 0,875 = 14$ $-$ 1 балл
$\pi_{d} = (20 - \overline{P} - Q) \cdot Q - A$ $-$ 2 балла
Снова все обосновывая, $Q = \frac{20 - \overline{P}}{2}$ $-$ 1 балл
$P_{d} = 20 - \frac{20 - \overline{P}}{2} = 14$
Итого $\overline{P} = 8$ $-$ 2 балла
$\pi_{d} = 36 - A > 16$ $-$ 2 балла
$\pi_{\text{п}} = (\overline{P} - 4) \cdot Q + A = 24 + A > 32$ $-$ 2 балла
Итого $8 < A < 20$ $-$ 2 балла
Если один раз пропущено обоснование, то (-1) балл , если более одного раза, то (-2) балла.
• всё население Бурундии можно поделить на несколько групп, внутри которых доходы распределяются равномерно: нищих, бедняков, середняков и богачей;
• богачей в Бурундии в полтора раза больше, чем нищих, а доход всех вместе взятых бурундийских богачей в $9$ раз больше, чем доход всех бурундийских нищих;
• середняков в Бурундии вдвое больше, чем бедняков, при этом все вместе середняки втрое богаче всех бедняков;
• если сложить число бедняков и середняков, их окажется в $9$ раз больше, чем нищих и богачей вместе взятых, при этом общий доход двух «средних» групп населения будет в $4$ раза больше, чем доход двух «крайних» групп.
(а) Определите долю каждой группы в общей численности населения Бурундии. Ответ следует дать в виде процентов.
(б) Определите долю от общего дохода населения Бурундии, которую получает каждая группа. Ответ следует дать в виде процентов.
(в) Экономисты используют разные способы для оценки распределения доходов между различными группами населения. Так, одним из способов анализа дифференциации доходов является децимальный коэффициент, показывающий, во сколько раз доходы $10\%$ наиболее богатых людей больше доходов $10\%$ наиболее бедных; аналогично, квинтильный коэффициент показывает отношение доходов $20\%$ наиболее богатых к доходам $20\%$ наиболее бедных; квартильный коэффициент $–$ отношение доходов $25\%$ наиболее богатых к доходам $25\%$ наиболее бедных. Чему будет равен коэффициент, показывающий отношение суммарного дохода $z\%$ самых богатых к суммарному доходу $z\%$ самых бедных жителей Бурундии, $z \in [10; 25]$?
а) [4 балла]
Из $(1)$ и $(3)$ выражаем числа и подставляем в $(5)$:
$N_{\text{бед}} + N_{\text{сред}} = 9(N_{\text{нищ}} + N_{\text{богатые}}) \implies 3N_{\text{бед}} = 9(x + 1,5x)$
Итого:
$N_{\text{нищ}} = x, N_{\text{бед}} = 7,5x, N_{\text{сред}} = 15x, N_{\text{богатые}} = 1,5x$
Общая численность: $25x$ $\implies$ Нищие составляют $4\%$, Бедные $–$ $30\%$, Средние $–$ $60\%$ и Богатые $–$ $6\%$.
б) [4 балла]
$I_{\text{бед}} + I_{\text{сред}} = 4(I_{\text{нищ}} + I_{\text{богатые}}) \implies 4I_{\text{бед}} = 4(y + 9y)$
Итого:
$I_{\text{нищ}} = y, I_{\text{бед}} = 10y, I_{\text{сред}} = 30y, I_{\text{богатые}} = 9y$
Общий доход: $50y$ $\implies$ Нищие составляют $2\%$, Бедные $–$ $20\%$, Средние – $60\%$ и Богатые – $18\%$
в) [17 баллов]
Заметим, что доход и числитель в знаменателе можно сократить. Поэтому коэффициент будет выражаться просто отношением процента дохода $z$ самых богатых к $z$ самых бедных.
Для расчётов удобно нарисовать кривую Лоренца для данной экономики.
Заметим, что $z \in [10; 25]$ приводит к тому, что доход нищих и богатых всегда входит в подсчет. Поэтому нам достаточно посчитать, какой доход бедных и средних входит в подсчет коэффициента.
$$coeff = \frac{0,18 + (z - 0,06) \cdot 1}{0,02 + (z - 0,04) \cdot \frac{2}{3}} = \frac{3z + 0,36}{2z - 0,02}$$