Б) В 2000-е годы альтернативная стоимость центнера подсолнечника в стране А составляет 24 центнера свеклы, а в Б – 20 центнеров свеклы. Таким образом, страна А имеет сравнительное преимущество в производстве свеклы, а Б – в производстве подсолнечника. (2 балла)
Чтобы стране А было выгодно специализироваться на свекле, она должна иметь возможность покупать центнер подсолнечника на мировом рынке не дороже, чем по 24 центнера свеклы (иначе ей будет выгоднее самой его производить). (3 балла)
Чтобы стране Б было выгодно специализироваться на подсолнечнике, она должна иметь возможность продавать центнер подсолнечника на мировом рынке не дешевле, чем по 20 центнеров свеклы (иначе ей будет выгодно самой производить свеклу). (3 балла)
Относительная цена подсолнечника на мировом рынке должна быть больше 20 и меньше 24.
(3 балла)
Следовательно, при цене свеклы в 1000 рублей, цена подсолнечника будет в интервале от 20000 до 24000 рублей. (3 балла)
Подскажите «Патефану» оптимальный объем выпуска в 2012 году.
Если Аристарх Ксенофонтович захочет, то он может сделать сам один (любой), или оба вида работ, или ни одного. Какое решение он примет в зависимости от параметров $x$ и $p$?
Кто что ремонтирует | Издержки – подробно | Издержки - сумма | ||
---|---|---|---|---|
1 | А.К. сам и пол, и стены | 6p + 42000 + 700x + 5000x | 42000 + 5700x + 6p | (3 балла) |
2 | А.К.– пол, фирма - стены | 6000 + 42000 + 6000x | 48000 + 6000x + 6р | (3 балла) |
3 | А.К.– стены, фирма - пол | 6000 + 42000 + 700x +5000x | 48000 + 5700x | (3 балла) |
4 | фирма и пол, и стены | 6000 + 42000 + 6000x | 48000 + 6000x | (3 балла) |
Из таблицы видно, что Аристарх Ксенофонтовичникогда НЕ будет выбирать вторую или четвертую альтернативы, поскольку они заведомо хуже третьей (а вторая – еще и точно хуже первой). (4 балла)
Остается сравнить первую и третью. Сравнивая 1-ю и 3-ю альтернативы, можно заметить, что величина 5700х на решение не оказывает влияния, поэтому х может быть любым.
Решая неравенство 42000 + 5700x+ 6p< 48000 + 5700x, получаем, что первая альтернатива выгоднее при p< 1000, а третья – при p> 1000. При p = 1000 обе альтернативы эквивалентны. (2 балла)
Почему не все учителя ведут себя подобным образом?
Учителя являются рациональными экономическими субъектами и стремятся максимизировать свои доходы от занятий (обычных в школе и репетиторства).
а) Учителя в школе не будут специально учить плохо, так как очень сложно определить квалификационные характеристики учителей и их квалификацию определяют по видимым характеристикам (наблюдаемым). Количество неуспевающих учащихся служит такой видимой характеристикой. Исходя из этого, администрация может сделать вывод о низкой квалификации учителя. Это приведет к снижению заработной платы, часть которой определяется на основе успеваемости школьников.
б) Кроме того, эта же информация приведет к тому, что никто не захочет нанимать учителя в качестве репетитора. Репетитора выбирают не только по формальным признакам (ниже уровень оплаты за урок), а и способности быть репетитором. Создается негативное общественное мнение об учителе. Этого учителя не будут рекомендовать в качестве репетитора друзьям и знакомым. Растут репутационные издержки.
в) Учителя заключают контракт на обучение школьников. Хорошая репутация позволяет учителям получить заказ на репетиторство в будущем (тем самым формируется репутационный капитал, позволяющий увеличить доход учителя в будущем). Если учитель дорожит своей репутацией, то вероятность недобросовестного поведения (краткосрочная выгода) мала. В будущем он сможет заключить другие контракты. Репутация выступает механизмом принуждения учителя выполнять свои обязательства добросовестно.
г) Негативное мнение, сформированное при обучении, может быть компенсировано высокими показателями, получаемыми школьниками при репетиторстве (высокий балл на ЕГЭ, победа на олимпиадах и др.). Так как нет механизмов выявления перспективных учеников, то этот фактор не работает. Учитель не может брать на репетиторство только перспективных учеников, и компенсировать негативную репутацию.
В результате, если учитель будет плохо учить на обычных школьных занятиях, то это приведет к снижению его доходов в настоящем и будущем.
Факторами, снижающими вероятность недобросовестного поведения учителей, выступают:
- зависимость части заработной платы от успеваемости учеников (премии);
- репутация.
первое поле: $2X_1+3Y_1=60;$
второе поле: $3X_2+2Y_2=90.$
а) Пусть фермер производит 15 единиц Икса и 10 единиц Игрека на первом поле, а также 20 единиц Икса и 10 единиц Игрека на втором поле. Использует ли фермер свои ресурсы эффективно? Обоснуйте свой ответ.
б) В новом сезоне фермер решил пересмотреть решение о производстве. На первом поле он по-прежнему вырастил 15 единиц Икса и 10 единиц Игрека. Второе же поле он засеял по-другому: теперь урожай этого поля составил 18 единиц Икса и 18 единиц Игрека. Использует ли фермер свои ресурсы эффективно в новой ситуации? Обоснуйте свой ответ.
б) (9 баллов) В этом случае обе точки лежат на соответствующих КПВ. Поэтому возникает соблазн сказать, что ресурсы (в отличие от пункта а)) используются эффективно.
Однако это не так. Дело в том, что, хоть каждое поле в отдельности работает на пределе возможностей, производство распределено неоптимально между полями.
Всего фермер производит единицы Икса и единиц Игрека. Покажем, что, перераспределив производство между полями, фермер сможет получить при том же количестве Икса больше Игрека.
Действительно, суммарный урожай в 33 Икса можно получить по-другому: можно, например, произвести на первом поле 30 Иксов и 0 Игреков, а на втором поле 3 Икса и (90-3*3)/2=40,5 Игреков.
Тогда при том же урожае в 33 Икса можно получить уже не 28, а целых 40,5 Игреков.
Итак, мы показали, что существует распределение ресурсов, при котором выпуск Икса такой же, а выпуск Игрека строго больше. Значит, первоначальное распределение ресурсов не было эффективным.
Те же результаты можно было получить, если построить суммарную КПВ и убедиться, что в обоих пунктах точка, выбранная фермером, лежит под суммарной КПВ. Однако такой метод решения несколько избыточен.
а) Определите ВВП Морковии двумя способами: используя производственный метод (по добавленной стоимости) и метод конечного использования (по расходам).
б) Определите дефицит (профицит) государственного бюджета Морковии.
По методу конечного использования: (3 балла)
3 бутылки морковного сока: 3*11 грошиков =33 грошика = ВВП
или
ВВП = Частное потребление + инвестиции + госзакупки – импорт = 2*11+4+11-4=33 грошика.
б) Прибыль хозяйства = 10-6=4 грошика (1 балл)
Прибыль компании по производству сока = 30-10-10-4=6 грошиков (1 балл)
Общая прибыль = 10 грошиков (1 балл)
Дивиденды, выплаченные домохозяйствам (50%) = 5 грошиков (1 балл)
Доход домохозяйств = Дивиденды+Зарплата = 5+6+10=21 грошик (1 балл)
Выплаченные налоги на доход = 10%*21=2,1 грошика (1 балл)
Выплаченные непрямые налоги = 10%*30=3 грошика (1 балл)
Общий доход государства= 2,1+3= 5,1 грошиков (1 балл)
Расходы государства = 1*11=11 грошиков (1 балл)
Дефицит бюджета = 11-5,1=5,9 грошиков. (1 балл)
(Решение могло быть с использованием понятия ТМЗ. За него также ставился полный балл.)
а) Промышленные шпионы из «Магняка» выведали, что «Магнус» собирается произвести 5 тонн магния ($q_1=5$). Сколько должен произвести «Магняк», если менеджеры фирмы верят этой информации и стремятся максимизировать прибыль?
б) На самом деле, информация о выпуске «Магнуса» из пункта а) была искусно подброшенной дезинформацией. Сколько единиц продукции в действительности выгодно произвести «Магнусу», если его менеджеры уверены, что дезинформация «сработала» и «Магняк» выберет уровень выпуска, найденный Вами в пункте а)?
в) Найдите выпуски фирм, если одновременно выполнены три условия:
1. «Магняк», в отличие от пункта а), не поверил дезинформации «Магнуса».
2. «Магнус» уверен, что «Магняк» поверил дезинформации «Магнуса».
3. «Магняк» уверен, что «Магнус» уверен, что «Магняк» поверил дезинформации «Магнуса».
б) Если, как было найдено выше, $q_2=1$, то функция прибыли «Магнуса» имеет вид: $\pi_1=(9-q_1-1)q_1-q_1^2=8q_1-2q_1^2$. Это квадратичная парабола с ветвями вниз, ее вершина (максимум прибыли) достигается при $q_1=2$. (6 баллов)
в) «Магнус» думает, что «Магняк» произведет $q_2=1$, поэтому сам производит $q_1=2$. «Магняк» знает это, поэтому его функция прибыли имеет вид: $\pi_2=(9-2-q_2)q_2-q_2^2=7q_2-2q_2^2$. Это квадратичная парабола с ветвями вниз, ее вершина (максимум прибыли) достигается при $q_2=1,75$. (9 баллов)
Задачу можно решать и по-другому, найдя максимальные значения функций прибыли в общем виде, воспринимая для каждой фирмы «чужой» выпуск как параметр (число). Получатся зависимости, показывающие наилучший ответ первой фирмы на действия второй и наилучший ответ второй на действия первой. Дальше можно просто подставлять в эти функции подходящие к каждому пункту «чужие» q.
Как видно из рисунка, множество объемов выпуска, при которых прибыль фирмы положительна (то есть $P > AC$), в данном случае целиком находится на неэластичном участке спроса. Но если у фирмы есть возможность получить положительную прибыль, то она будет эту возможность использовать. Поэтому в точке оптимального выпуска должно быть выполнено $P > AC$, но это означает, что оптимум лежит на неэластичном участке спроса!
Прав ли Юный экономист? Если нет, то укажите, в чем именно заключается ошибка, и обоснуйте свой ответ.
Вывод: график, «выдающий себя» за график АС, в действительности не может быть таковым. Юный Экономист не учел, что совсем не любая математическая функция может быть функцией средних издержек какой-то фирмы.
Преподаватель максимизирует сумму, которая останется у него на счете через два месяца. Сумма, которая имеется на счете у арендатора на момент принятия решения, достаточно велика: считайте, что ее хватит для оплаты аренды при любом выбранном варианте.
Почему, зная этот факт, люди не открывают вклад с какой-нибудь маленькой суммой, например, 1 000 рублей, чтобы через 100 лет их внуки или правнуки стали миллионерами?
Почему, несмотря на это, в некоторых регионах цена на бензин поднимается так высоко?
Какое максимальное количество мер муки сможет заготовить поп?
* Мера — русская народная единица емкости для сыпучих тел, соответствовавшая приблизительно 1 пуду зерна.
Если Аристарх Ксенофонтович захочет, то он может сделать сам один (любой), или оба вида работ, или ни одного. Какое решение он примет в зависимости от параметров $x$ и $p$?
Кто что ремонтирует | Издержки – подробно | Издержки - сумма | ||
---|---|---|---|---|
1 | А.К. сам и пол, и стены | 6p + 42000 + 700x + 5000x | 42000 + 5700x + 6p | (3 балла) |
2 | А.К.– пол, фирма - стены | 6000 + 42000 + 6000x | 48000 + 6000x + 6р | (3 балла) |
3 | А.К.– стены, фирма - пол | 6000 + 42000 + 700x +5000x | 48000 + 5700x | (3 балла) |
4 | фирма и пол, и стены | 6000 + 42000 + 6000x | 48000 + 6000x | (3 балла) |
Из таблицы видно, что Аристарх Ксенофонтовичникогда НЕ будет выбирать вторую или четвертую альтернативы, поскольку они заведомо хуже третьей (а вторая – еще и точно хуже первой). (4 балла)
Остается сравнить первую и третью. Сравнивая 1-ю и 3-ю альтернативы, можно заметить, что величина 5700х на решение не оказывает влияния, поэтому х может быть любым.
Решая неравенство 42000 + 5700x+ 6p< 48000 + 5700x, получаем, что первая альтернатива выгоднее при p< 1000, а третья – при p> 1000. При p = 1000 обе альтернативы эквивалентны. (2 балла)
Почему, зная этот факт, люди не открывают вклад с какой-нибудь маленькой суммой, например, 1 000 рублей, чтобы через 100 лет их внуки или правнуки стали миллионерами?
В чем могла заключаться экономическая целесообразность такой торговли?