Далее абитуриенты поступают в вузы (где теперь все места платные), а в качестве оплаты могут предоставить ваучеры (в этом случае государство перечислит вузу сумму, указанную на ваучере). Если стоимость обучения меньше, чем сумма на ваучере, то университет получает столько, сколько стоит обучение.
а) Укажите, какие преимущества и недостатки предлагаемой системы оплаты высшего образования вы видите? Оцените выгоды и издержки разных участников процесса — государства, студентов, работодателей.
б) Предположим, что этими ваучерами можно будет оплачивать обучение в зарубежных университетах. Какие преимущества и недостатки добавляет такая опция?
Недостатки:
Таким образом, основные издержки такой реформы понесет государство, причем не столько с точки зрения финансов, сколько с точки зрения планирования и осуществления контроля за направлениями подготовки будущих выпускников.
б) Преимущества:
Недостатки:
Для первой категории разницы между двумя планами нет никакой. Для второй и третьей категорий посетителей план со скидкой 50% влияет на два психологических момента. Первый заключается в том, что такой способ премирования случается чаще и, следовательно, более интересен потребителю (особенно из второй категории). Второй психологический момент заключается в том, что посетителю более приятно получить полностью бесплатный обед, чем только частичную скидку.
Для кафе для любых категорий посетителей выгодно чтобы «бесплатные» или «скидочные» обеды доставались посетителям как можно реже. Таким образом, первая и третья категории посетителей для них в долгосрочном плане безразличны с точки зрения выбора плана скидок. Значит, если план со скидкой 50% позволит переманить посетителей из второй категории в третью, т.е. увеличить суммарный долгосрочный спрос, то этот план выгоднее. В противном случае выгоднее план с 10-м бесплатным обедом, т.к. некоторые посетители из второй категории просто не наберут девять посещений.
Вас наняли на эту фирму в качестве директора по персоналу. Ваша цель —
разработать систему мотивации сотрудников так, чтобы прибыль фирмы была наибольшей. Вы можете предложить каждому работнику один из трех видов оплаты труда или любую их комбинацию:
а) Какие трудовые контракты вы предложите каждому из имеющихся работников на фирме и почему?
б) Какие другие способы денежной мотивации вы могли бы предложить работникам?
в) Какой контракт вы назначили бы самому себе и почему?
Как легко догадаться, первому типу лучше подойдет вознаграждение как доля от прибыли, второму — фиксированная оплата, третьему — сдельная.
Соответственно, секретарю и бухгалтеру стоит назначить фиксированную зарплату, рабочим и менеджерам по продажам — сдельную.
Художник, возможно, является лицом, от деятельности которого во многом зависит общий результат фирмы — поэтому ему наравне с фиксированной оплатой имеет смысл предложить долю от прибыли.
В случае если учесть важность бухгалтера как человека, влияющего на финансовый результат фирмы и несущего юридическую ответственность по договорам фирмы, то то в качестве правильного ответа можно рассматривать и его участие в прибыли фирмы.
б) Помимо денежного вознаграждения существуют способы выражать свою благодарность социально-ориентированными методами. Доски почёта, звание лучшего работника месяца, предоставление отпусков в корпоративных домах отдых и других социальные бонусы могут стать значимым стимулом мотивации персонала.
Еще один вариант вознаграждения — опционы на пакет акций предприятия. То есть работники не просто участвуют в прибыли (получают часть доходов фирмы), но и получают возможность стать собственниками (в пределах пакета акций) производства и участвовать в принятии решений о стратегическом развитии фирмы.
Наконец, развивая идею сдельной оплаты, можно упомянуть принятую в западных странах и в ряде крупных отечественных компаний систему KPI (Key Performance Indicators — ключевые параметры деятельности). Данная система учитывает не просто выполнение работником плана, но формирует и отслеживает выполнение его рабочего плана деятельности, повышения квалификации, реализацию важных для жизнедеятельности фирмы процессов.
в) Развивая идею из пункта б) оптимальным вариантом была бы комбинация из фиксированной оплаты и системы бонусов, привязанной к KPI для директора по персоналу. К отслеживаемым индикаторам можно было бы отнести выполнение производственного плана работниками, удовлетворенность работниками существующим уровнем оплаты труда, роста производительности труда по итогам внедрения новой системы трудовых договоров.
Поэтому кажущаяся легкость достижения «звездных» гонораров привлекает огромное количество желающих попробовать себя в творческой профессии. Это обеспечивает высокое предложение на рынке труда. С другой стороны рядовые артисты, как правило, являются государственными служащими с не очень высокими ставками.
Профессия водителя, в то же время, достаточно востребована на рынке; оплата труда формируется сбалансированным спросом и предложением на «унифицированного» водителя. Именно поэтому наблюдается такой статистический «казус».
а) Сколько сена съест корова, если ей никто не мешает? Как это количество зависит от времени питания $t$?
б) Если в одном временном интервале конкурируют 2 коровы, сколько съест каждая из них? А если сразу 3 коровы?
в) Назовем равновесием такой выбор коровами времени кормления и количества съеденного сена, при котором ни одна из них, узнав о выборе остальных, не жалеет о собственном выборе. Решения принимаются одновременно. Какое время кормления будут выбирать коровы в равновесии и сколько сена съедят?
г) Изменится ли ваш ответ на вопрос пункта в), если запас сена ограничен 20 килограммами? Считайте, что если во время какого-то кормления запас сена недостаточен для того, чтобы насытиться всем участницам, то они делят его поровну.
Теоретически, предложенная схема может сработать в России, если будет существовать сообщество людей, крайне заинтересованное в недопущении подобных правонарушений — например, владельцы и/или работники магазинов и сервисных компаний на первых этажах жилых домов; владельцы киосков на остановках и переходах. Именно они наиболее заинтересованы в сохранении своих фасадов в чистоте, то таким людям не имеет смысла участвовать в мошеннических схемах за небольшое вознаграждение.
Ходят слухи, что в Шпорляндии доля списывающих на экзаменах школьников большая, 2/3, а в Чесляндии — маленькая, 1/10. Организаторы экзамена могут выловить ограниченное (фиксированное) количество нарушителей вне зависимости от количества списывающих (при этом честного школьника они никогда не примут за списывающего). Если нарушителя поймали, то он автоматически снимается с экзамена, на него все смотрят осуждающе, а право на пересдачу он получает только через год.
а) Опишите дилемму, которая стоит перед школьником в одной и другой стране, когда он решает, списывать ему или нет. Какие факторы нужно принимать в расчет?
б) Предположим, Шпорляндия и Чесляндия договорились о программе школьного обмена. За 11 месяцев до экзамена один учащийся из Шпорляндии переезжает в Чесляндию и наоборот, при этом экзамен они сдают в принимающей стране. Поменяют ли школьники свои решения?
Факторы, которые рассматривают школьники:
б) Оба ученика могут (но не обязательно) поменять свое решение, так как:
Если вы потратите меньше 1 миллиона рублей, то остаток денег будет лежать на вкладе в банке, который принесет вам 10 % дохода.
Ваша оценка за эту задачу будет тем больше, чем сильнее увеличится ваша сумма денег после всех описанных событий (если сумма не увеличится, то оценка за задачу составит 0 баллов). За каждые дополнительные 30 000 рублей сверх первоначального миллиона вы получите 1 балл (нецелое количество баллов будет округлено по обычным правилам). Укажите в ответе значения $T$, $I$, $M$.
Справочно: функция прибыли (в тыс. руб.):
$$
\underbrace{\underbrace{(1000-T-M)}_{I}/\underbrace{\left(15\cdot \max\left\{1-\frac{T}{9}\cdot 0{,}01;0{,}4\right\}\right)}_{C}}_{Q}\cdot \underbrace{16 \cdot\left( 1+ \frac{\max\left\{M-\overline{M};0\right\}}{10}\cdot 0{,}05 \right)}_{P} - 1000
$$
Первичный анализ показывает, что если мы решим производить эконометры без инвестиций в рекламу и технологию, то отдача, равная $16/15-1=6{,}7$ %, меньше, чем банковский вклад. Соответственно принимая решение о собственной стратегии, необходимо будет сравнить ожидаемую доходность с банковским вкладом.
В качестве решения целесообразно было бы использовать такой инструмент анализа, как таблицу значений прибыли в зависимости от выбранных параметров. Наиболее удобным инструментом для конструирования такой таблицы является MS Excel.
Рассмотрим следующую таблицу (См. Рис. 1 в приложении). По вертикали в первом столбце отложен уровень наших расходов на технологию, по горизонтали в первой строчке — уровень расходов на рекламу (всё в тыс. рублей). Значения в таблице соответствуют уровню прибыли, который мы ожидаем получить при условии, что никто не будет инвестировать в рекламу (т.е. средние расходы будут близки к нулю). Для большей аккуратности можно прикинуть количество участников олимпиады (обычно их количество колеблется от 100 до 150 человек) и сделать поправку на среднее, состоящее из вашего взноса, деленного на количество участников. Все отрицательные значения прибыли для простоты анализа заменены на 0.
Первый шаг анализа показывает, что в технологию вкладываться не имеет смысла, средства в размере 400 тыс. рублей стоит вложить в рекламу. Далее, логично предположить, что к такому же результату придут и остальные участники конкурса. Давайте посмотрим, каково распределение значений прибыли у нашей фирмы при разных стратегиях, если все остальные инвестируют 400 тыс. рублей в рекламный бюджет (см. Рис. 2).
В этом случае инвестировать выгодней всего в технологическое развитие и не инвестировать в рекламу вообще. Дальнейший анализ объема прибыли зависит от вашей веры в долю участников конкурса, которые решат сосредоточиться на инвестировании в рекламу и, соответственно, долю участников конкурса, которые решат сосредоточиться на инвестировании в технологию. Например если пропорция окажется равной, т.-е. средний уровень расходов на рекламу составит 200 тыс. рублей то ситуация будет как в Рис. 3. Причем наиболее эффективный уровень инвестиций в рекламу поднимется уже до 500 тыс. рублей, и если некоторые решат изменить объем инвестиций, то это соответствующим образом изменит и средний уровень.
Меняя средний уровень рекламы, вы можете попытаться угадать итоговый расклад и выбрать для себя оптимальный уровень инвестиций.
Как уже говорилось выше, в случае если вы определились со стратегией, стоит сравнить доходность с 10 %. Для примера рассмотрим вариант, где мы решили, что средний уровень составит 200 тыс. рублей. Тогда нам стоит инвестировать 500 тыс. рублей в рекламу и 0 в технологию. Стоит ли пожертвовать, например, 25 тыс. рублей и положить их в банк? Наша отдача составит 2,5 тыс. рублей. В то же время, как видно из Рис. 4 мы потеряем $333-267=66$ тыс. рублей, что несопоставимо с альтернативным выигрышем.
Приложение (XLS)