18.04.2010, 21:47

На сайте с 2010 г. (блог)

Комментарии

Готовиться морально.
Соглашусь с Даней, не справишься с нервами, можешь о месте забыть.
Забыть все формулы по экономике))
Что почитать?
судя по заданиям этого года -Пиндайка
Фихтенгольц и Вэриан уже ближе ))
Ну, Фихтенгольц-то тут причём? Наоборот, производные почти нигде не пригодились
...утрируем-с
и учить математику)))
и решать всё за ограниченное время.
и решать все правильно и без ошибок за ограниченное время :)
делать упор на понимание, а не прорешивание однотипных задач.
В этом году составители лишний раз доказали, что они могут удивлять =_)
1. Учить математику, очень хорошо (то есть, по сути, учиться думать глубже, обширнее и быстрее).
2. Учить основные утверждения по экономике, которые используются в задачах (про кривую предложения совершенно конкурентной фирмы, про предельную выручку монополиста и т. д.).
3. Не усложнять простых вещей.
4. Капитально разобрать задач штук 20, лучше посложнее, которые охватывают все темы по экономике - понять, что и откуда берется. Извлечь из этих задач какие-то практические приемы.
5. Не надеяться на то, что если есть какая-то маленькая тема, которую ты недопонимаешь, то ее не встретится на олимпиаде.
6. Прочитать сначала книжки, которые дадут базовые понятия: по макре - Матвеева, по микре такой книги для меня не существует, поэтому советовать не буду.
7. Нахватавшись теории, приступить к решению задач: начать с Акимова, потом на этот сайт переключиться, прорешать варианты заключительного этапа за предыдущие годы (но не думать, что дадут "что-то вроде этого").
8. Если останется время, то можешь почитать что-нибудь, что поможет на эссе. Типа Вэриана, Абеля и Бернанке и т. д. Вообще, есть очень много хороших книг, которые не претендуют на звание "учебник", но помогают мыслить экономически (хотя у всех свое понятие хорошей книги)
9. Если останется время и после этого - то можно посидеть на разных форумах, помочь студентам первых курсов (если получится)и просто делать то, что тебе больше в экономике нравится.
10. И, по-моему, главное: правильно настроиться психологически. Для меня это: вообще не думать о времени, не прыгать с задачи на задачу (особенно когда в них есть подпункты), постараться вникнуть в суть решаемой задачи.

Наверное, это все.

Спасибо большое!
А как подготовиться к эссе? (Особенно интересует макроэкономика).
Тебя это именно сейчас интересует?) Ну если так интересно, или ты спрашиваешь это с прицелом на следующий год, то знай- составители в следующем году будут скорее всего теми же, поэтому ничего того, к чему можно подготовиться, а тем более макроэкономики не жди)
Умение проанализировать какую-то экономическую ситуацию, а затем коротко и ясно изложить свои мысли, пригодится не только на олимпиаде по экономике, но и в вузе, и на работе.
Чтобы научиться писать эссе, наверное, полезно тренироваться. Возьмите задание, представьте, что вы на олимпиаде, и попробуйте написать. Не торопитесь, подумайте хорошенько. Когда все относящиеся к делу мысли будут отражены на бумаге в оформленном виде, переходите к следующему этапу – анализу. Прочитайте решебник, сравните с тем, что написали вы. Есть ли противоречие между вашими выводами и решебником? Если есть, постарайтесь найти их причину: возможно, это разница в предпосылках, которые подразумеваются явно или неявно; возможно, дело в логической ошибке. Запомните тип ошибки, чтобы не допускать такие ошибки в будущем.
Какие идеи, имеющиеся в решебнике, отсутствуют в вашем эссе? Насколько они важны? Если вы упустили что-то важное, подумайте, как следовало бы вести анализ, чтобы уменьшить вероятность этого (например, под каким углом смотреть на вещи).
Отметьте идеи, которые есть у вас, но которых нет в решебнике. Верны ли они? Важны ли они? Не сводятся ли они к одной из имеющихся идей.

Короче, общий принцип такой: анализируя свои и чужие решения, обобщайте идеи, подходы к анализу, ошибки и т.д. – чтобы можно было использовать эти знания, чтобы лучше написать другие эссе.

Конечно, хорошо иметь качественный решебник. С этим может возникнуть проблема: его авторам либо лень было писать аккуратно, подробно и понятно, либо сам их анализ оставляет желать лучшего. И вполне возможно, что ваше решение будет намного лучше, чем решебник. Но и в этом случае он может помочь, ведь вы учитесь критическому анализу; найдите ошибки в решебнике, обобщите их, и так вы обезопасите себя от совершения таких ошибок в будущем.

Вот пара ссылок, где есть задания с решениями: эссе С. Э. Пекарского, РЭШ и Ломоносов.
Кроме того, в качестве решебника для миниэссе может служить отрывок из учебника по экономике. В хороших учебниках авторы часто предлагают читателю подумать над каким-то вопросом, прежде чем излагать соответствующую теорию. Увидев такой вопрос, не спешите читать дальше, а подумайте и кратко запишите свои мысли, а потом сравните с тем, что в учебнике. Кстати, не обязательно это должен быть вопрос в явном виде: если автор пишет "Сейчас я расскажу, как решается такая-то проблема", то вы можете воспринимать это как вопрос "А как бы вы решали такую проблему?".

Спасибо!!!
лично про себя: у меня не было особо обширной теоретической базы, но на эссе меня выручиал логика и просто определенные общие знания, не без экономических, понятное дело))и конечно тут нужна просто практика, чем больше тем лучше, но после того, как есть база))
а насчет задач - я начал серьезно готовится по ним с Акимова. Мне это помогло, хоть и не скажу что видел что-то похожее (разве что на окружной)). С задачами, как я думаю, нужно просто решать все и как можно больше=))
и конечно не обойтись без везения, но к этому вряд ли можно подготовиться)
Спасибо!
Привет всем!Спасибо создателям за великолепный сайт! Скажите пожалуйста какие основные темы из математики встречаются в олимпиаде? Какой уровень знаний нужен (перехожу в 10 класс, самообучение не пугает) и что можно почитать. Какие есть еще хорошие задачники помимо Акимова и Мицкевича и какая еще литература может помочь в решениях. Освещены ли основные модели и формулы, которые применяются в задачах в учебниках Вэриана, Пиндайка, Мэнкью. Какие еще посоветуете книги по микро и макро, помимо списка рекомендованных (Нуреева, Самуэльсона или еще кого?). Заранее спасибо!
Любые олимпиады школьников требуют математические познания на уровне общеобразовательной школы, и это особенно актуально для олимпиад по экономике. В большинстве случаев, для решения нужно только уметь уравнения решать и общаться с функциями и их графиками. Учебники Вэриана и Пиндайка намного глубже, чем любые указанные в твоем сообщении, так как они предназначены для студентов, но такой уровень вовсе не пригодится на олимпиаде. Тут, кажется, уже пришли к консенсусу: почитай сначала что-нибудь толстое и американское типа Макконела и Брю, Самуэльсона или Хейне. Потом, когда пройдешь производные в школе или сам, надо уже читать что-то более серьезное по микроэкономике (к сожалению, хорошего учебника для школьников по микре нету, можно почитать Нуреева "курс микроэкономики"). Кстати, необходимая математика для школьной экономики неплохо описана в учебнике Нуреева и Гребнев "экономика. курс основ".
Дерзайте!
Консенсус консенсусу рознь. Я, например, писал в своём большом посте в блоге "Лучший учебник по экономике":

Есть ещё толстые американские книжки типа Макконнелла, принципов Мэнкью и иже с ними. Они пытаются рассказать обо всех стандартных экономических моделях, но без формул, а лишь с помощью графиков. Мне кажется, лучше по-быстрому прочитать Автономова, который и не ставит цели изложить эти модели, и сесть за Пиндайка, который написан с формулами, благодаря чему вы сможете понять эти модели гораздо лучше.

Про учебник Самуэльсона знаю лишь то, что он был очень популярным несколько десятилетий назад. Я его в руках не держал и не знаю пока ни одного человека, который бы его читал. Я бы поостерёгся его рекомендовать: вдруг он безнадёжно устарел.

Хейне планирую прочитать этим летом, напишу отзыв.

в целом присоединюсь, только вот почему бы сразу с Вэриана не начать? я имею в виду русский вариант и промежуточный уровень? математика там используется весьма осторожно, хотя модели вполне себе хорошо расписаны, много текста, который при этом водой не является. Чтение по-русски не затруднит восприятие материла. Макконнелл и Брю - учебник абсолютно бестолковый, на мой взгляд. По такому подготовиться можно разве что к олимпиаде для 8го класса.
Как только будет освоен уровень Вэриана промежуточного надо подтягивать математику и сразу же переходить к Вэриану продвинутому (делать это раньше 11 класса не рекомендуется, иначе будет очень много непонятного). Его уже читать надо в оригинале, имхо. Либо, если найдете, то вместо него можно почитать НГУшный учебник по микро-3, он довольно качественный и охватывает примерно те же темы, только в чуть более общей постановке и сильной математике.
Как только этот этап взят - можно переходить к Мас-Коллелу, Уинстону, Грину, но это уже точно студентам, поскольку уровень там очень высок, явно выше школьного. Я сейчас где-то на его освоении повис :) математики не везде хватает, так что пока освоил лишь отдельные главы, в основном те, которые мне нужны были, как то лотереи и неопределенность, теория игр, полезность.

и главное, на мой взгляд, в олимпиаде понимать, как между собой связаны различные экономические категории, как это уже говорилось. математика на особо сильном уровне не нужна, достаточно уметь брать простейшие производные и простейшие интегралы. меня в свое время сгубило то, что перекос был в другую сторону :) перекос значительный :)

Конечно вы с Гришей правы, но вы меня простите, надеюсь, если я скажу, что вы давно не видели обычных школьников :-) Продвинутый вэриан в школе - это 100% перебор. Там же матан знать надо, это не просто "читульки". Русский Вэриан очень дружелюбен, но там тоже много лишнего. Вэриан, на мой взгляд, - это уже финиш перед всероссом. И не все главы. Что же касается Брю: да, он детский и там вода. Но я скажу так: школьная макра именно такова, я читал только первый том, и он очень хорош казался - лучше Матвеевой. Микру надо более серьезную, конечно. Нуреев, кстати, по темам достаточно обширен. Он, конечно, очень упрощает, порой некорректен, но для школы это самое "то". Но если у школьника хорошо с математикой (он из физмата), то можно и как вы сказали.
А я-то тут причём? Типа молчание - знак согласия? Ок, скажу явно: я против идеи читать в школе учебники магистерского уровня, коим является продвинутый Вэриан.

Фраза "Он, конечно, очень упрощает, порой некорректен, но для школы это самое то" меня насторожила. Я взял "Курс микроэкономики" Нуреева и открыл его на разделе "Формальная логика как метод экономического исследования". Больше 10 страниц я не вынес. Этот учебник - пособие по затуманиванию мозгов. На всякий случай глянул в раздел "Потребительский выбор и его особенности". С этой темой я знаком получше, поэтому моё терпение кончилось уже на первом абзаце.
Дима, ты, должно быть, читал этот учебник в бессознательном состоянии.

Я читал его в 10-ом классе, и он рассказал мне многие интересные вещи. К примеру, в той же теме потребительского выбора: там нарисована красивая 3-ехмерная функция полезности и объясняется, откуда берутся кривые безразличия. На примере объясняется, почему в точке оптимума отношение предельных полезностей любых двух товаров должно равняться отношению цен. Это то, что пришло в голову, учебника под рукой нет. Разумеется, на первом курсе это все надо будет забыть, но для поступления сойдет, я все же буду так думать. Хотя Никулина лучше будет.
Что же касается русского Вэриана: школьнику очень полезно узнать все про Слуцкого, квазилинейные предпочтения и кривые "что-то там"-потребление, а так же как выглядит бюджетное ограничение в случае запасов и так далее. Это точно только перед всероссом.
Дело в том, что хорошего учебника по микре для школы нету. Именно поэтому я и советую Нуреева или Никулину: это лучшее из зол. Сам-то я теперь тоже считаю, что Вэриан - царь всея микры.
"Разумеется, на первом курсе это все надо будет забыть" - это почему?
Ну на первом курсе лучше не помнить, что кривые безразличия всегда выпуклы и что в точке оптимума MRS=отношению цен. Ну и так далее. Конечно, забывать напрочь не стоит :-)
книги, где есть слово всегда, думаю, читать не стоит, в перечисленной литературе, по-моему, такого не написано. для того, чтобы MRS=отношению цен, кривые безразличия были выпуклыми, необходимо не так много условий.
в принципе стоит не забывать хорошие факты, а научиться понимать условия их применимости.
Кстати, если кто соберётся читать Хейне параллельно со мной, рекомендую читать не 10-е издание (Хейне, Боуттке, Причитко) а старое издание, которое можно найти в библиотеках, букинистических магазинах и в интернете в формате chm или pdf. Перевод старого издания великолепный, нового - ужасный, несмотря на то, что основан на старом.
Спасибо огромное за советы! Я наверно действительно почитаю что-то американское и нуреева, накуплю задачники, а затем подтяну математику и за пиндайка с вэрианом. Ну и естественно буду разбираться в задачах, которые на этом сайте ;)
а что насчет Агаповой(макро)? стоит ее читать?
Мне кажется, что не стоит. Очень сухо и тяжело написано. Но продвинуто, не поспоришь. А вообще, читайте Никулину-Матвееву. Пусть Гриша плюется, но для поступления пойдет отлично! Просто надо голову включать и задумываться.
Вам сказали читайте те книги о которых здесь сказали.
Я сам из-за этого блога поменял свое решение и наверно не прогадал))).
А как учебник Гальперина???
кто-нибудь читал? Как он для 11 класса??
хороший учебник, не все темы освещены лучшим образом, но в целом даже очень :)
Гальперин,достаточно хороший учебник,в нем раскрываются много тем,для школьника есть лишнее во 2-ом томе.Там много математики,поэтому прежде ,чем начать его читать стоит почитать что-то другое.Лично я его читал к началу Всеросса,когда уже вроде многое изученно:-)
Спасибо)))
Здравствуйте)
Посоветуйте,пожайлуста,что можно почитать по Макроэкономике после Матвеевой...
Ну, ответ, конечно, субъективный, но я бы Грегори Мэнкью "Макроэкономика" прочитал (не "Принципы макроэкономики"): углубит и расширит знания, научит более полно анализировать ситуацию и т. д.
После нее можно Абель, Бернанке "Макроэкономика". Хотя здесь, в списке рекомендуемой литературы, они ставятся на один уровень, мне почему-то кажется, что вторая книга посложнее будет (или это я так внимательно первую читал?).
Ребята, что вы читали к предыдущему региону и что упустили? Что можно почитать к этому, и где вы берете задачи (только с сайта или еще где)? в каком учебнике хорошо прописаны взаимосвязи, которые чаще всего встречаются на регионе?
Самуэльсон - учебник довольно-таки неплохой. Как мне показалось, в нем очень все подробно. Много примеров. Много устаревших терминов, но это не мешает полному пониманию материала. Я считаю, именно его читать не нужно в то время, когда до олимпиады осталось даже чуть меньше 3 месяцев. Советую читать только ученикам 9-10 классов, которые в будущем хотят связать свою жизнь с экономикой, когда они только-только начинают изучать экономическую теорию.
Мне недавно попался в руки учебник Самуэльсона, изданный в начале 90-х (просто Самуэльсон, ещё без Нордхауса). Прочитал пару десятков страниц; мне не понравилось: написано болтологично, нечётко. Он, видимо, принадлежит к тому типу учебников, которые пытаются (безуспешно) объяснить математические модели, не используя математику. Я бы посоветовал читать Хейне, где вообще нет математики, и Вэриана, где математические модели объясняются толково.
Я бы хотел узнать у опытных участников олимпиад, как продуктевнее всего готовиться к написанию эссе? какие новостные сайты посещать и какие, может быть, журналы почитывать?
Я смотрел "вести 24" и читал книгу издательства экономистъ (это МГИМО) про экономику постсоветской России, там без теории, пишут о том, что было и что делали для чего.
Я читал www.expert.ru, www.forbes.ru газетные издания , в интернете какие-то интересные статьи, но в прошлом году эссе не было связано с современной экономикой, скорее что-то экзотическое http://talent.hse.ru/olimp/vseros/sums .
спасибо)

Как подготовиться к олимпиаде

1. Нужно практиковаться в решении задач. Никакой навык не развивается без практики. Но здесь есть пара тонкостей, на которые следует обратить внимание.
1.1. Не путайте решение задач и чтение (слушание) готовых решений. Часто занятия организуются так, что ученики слушают решения задач, которые рассказывает лектор. Это отлично развивает навык слушания решений. Но на олимпиаде нужен другой навык — навык самостоятельного решения. Если вы тренируетесь решать задачи самостоятельно, то слушание поможет улучшить навык решения задач. Но если ограничиться только слушанием, то на олимпиаде ничего не решите.
1.2. Не путайте решение задач по образцу и решение новых задач. Это связанные навыки, но всё-таки разные, и именно второй — решение задач, которые видишь в первый раз — нужен на олимпиаде. Часто занятия организуются так, что сначала ученику рассказывают решение задачи, а на дом задают очень похожую задачу. Это отнюдь не бесполезно: когда каждый шаг проделываешь сам, пусть даже оглядываясь на образец, то относишься к каждому шагу более внимательно и лучше понимаешь его. Решение задач по образцу помогает быстро освоить базовые понятия и приёмы в начале изучения каждой темы. Однако решение задач на олимпиаде — когда никакого образца перед глазами нет — требует гораздо большего воображения, более широкого взгляда. И чтобы развить этот широкий взгляд, необходимо практиковаться именно в решении новых задач.
1.3. Не только записывайте своё решение, но и рассказывайте его устно, обсуждайте его с преподавателем или товарищем.
1.3.1. Это поможет Вам структурировать Ваше решение, увидеть внутри него цельные элементы — факты, приёмы, которые, осознав, затем будет легче применить при решении других задач.
1.3.2. Так легче почувствовать, где у Вас пробелы и тонкие места в доказательстве. Если пишешь решение сам для себя, то возникает искушение проглотить эти тонкие места и бежать дальше.
1.3.3. Если Вас слушает кто-то, имеющий опыт в решении задач, он сможет найти ошибки в доказательстве, а также подсказать более удобный способ решения задачи.

2. Об учебниках.
Не совершите ошибки, тратя время на неподходящий учебник. Бывают учебники хорошие и плохие; лучше читать только хорошие, но бывают разные по уровню сложности. Кандидаты: список ile; узнавайте у знакомых, выигравших олимпиаду. Пробуйте разных кандидатов: читайте одну и ту же тему в разных учебниках. Критерий понимания — способность решать задачи.