07.11.2015, 15:03

Сооснователь сайта ILoveEconomics.
Репетитор по экономике.
Организатор Выездных школ.
Мои задачи и подборки.
О других проектах: hatsevich.ru

На сайте с 2008 г. (блог)
Я был заинтригован описанием «Пожалуй, лучший учебник по экономике для школьников, которые только начинают» (http://iloveeconomics.ru/books/4189) и прочитал первые две главы. Они мне показались написанными довольно поверхностно (невдумчиво) и неаккуратно — со множеством ляпов разной степени серьёзности. Если судить по первым двум главам, то я бы не только не называл этот учебник лучшим, но и вообще не стал бы его рекомендовать. Данил попросил меня изложить здесь замечания по существу; перечислю некоторые ляпы и моменты, которые меня смущают.

  1. Определение эффективности. Автор даёт целых два определения; они противоречат общепринятому определению, а также друг другу:

    Первое определение (с. 14):
    «Под эффективным распределении ресурсов общества мы будем понимать такое их распределение, при котором минусы от любого изменения сложившейся ситуации, будут превышать плюсы от этого изменения. То есть, при эффективном распределении ресурсов благосостояние общества может быть ухудшено, но не улучшено.»

    Второе (с. 21):
    на полях: «Эффективные наборы благ — доступные наборы благ, при производстве которых не остается свободных ресурсов.»
    В основном тексте:
    «Любой из доступных наборов благ может быть произведен. Какой из них будет выбран жителями Моделии, зависит исключительно от их вкусов и предпочтений. Однако не любой их выбор соответствуют нашей предпосылке о том, что люди рациональны. Что вы скажете, если в Моделии решат производить 10 единиц хлеба и 10 единиц зрелищ? В этом случае у них остаются свободные ресурсы, которые они могли бы потратить на производство и тем самым увеличить свое благосостояние. Эти странные жители просто-напросто выкидывают часть своих ресурсов. Ресурсы используются неэффективно. Таким образом мы можем сказать, что доступные наборы благ делятся на эффективные и неэффективные4.
    Эффективные наборы благ – это такие наборы, для производства которых используются все имеющиеся в стране ресурсы. На рис. 2.5 эти наборы находятся непосредственно на Границе Производственных Возможностей. Неэффективные наборы благ – это те наборы, при производстве которых часть ресурсов остается неиспользованной. Такие наборы находятся под Границей Производственных Возможностей.
    4 В данном случае мы говорим об эффективности по Парето.»

    Это определение противоречит общепринятому (в данном случае: «Эффективный набор благ — такой, что нельзя увеличить производство одного блага, не уменьшая производство другого»), т.к. могут быть неэффективные исходы (в смысле общепринятого определения), при которых ресурсы, тем не менее, используются полностью. (Стандартный пример: два «поля» с линейными кпв на каждом, у которых наклоны не совпадают; если взять произвольную точку на первой кпв (но не крайнюю) и произвольную точку на второй кпв (но не крайнюю) и построить их сумму, то она будет лежать под общей кпв — то есть можно будет увеличить производство одного блага, не уменьшая другое, при том что ресурсы на обоих полях использовались полностью.)

  2. Ещё про кпв (с. 27):
    «Обратите внимание, что угол a < угла b, то есть угол между касательной к точкам на ГПВ и осью «Зрелища» растет по мере увеличения количества зрелищ. Зрелища дорожают. Это является наглядным подтверждением того, что мы правильно построили Границу Производственных Возможностей. ...»

    Из последнего предложения выглядит так, как будто автор считает, что не может быть кпв, выпуклых вниз (какая, например, получится, если ограниченный ресурс делится между производством двух товаров, таких что технология производства первого имеет постоянную отдачу от масштаба, а второго — возрастающую).

  3. (с. 13)
    «Для доказательства своих теорий экономисты часто используют модели сознательно упрощая действительность.»

    Я бы держался от таких экономистов подальше :)

  4. (с. 28)
    «Основными ресурсами в современном мире являются люди (рабочая сила) и капитал – инструменты в их руках. ... Не удивительно, что правительства большинства развитых стран пытаются стимулировать своих граждан обзаводиться большим количеством детей, а также привлекают в свои страны иммигрантов, способных занять рабочие места.»

    Странно читать такое в 2015. Насколько я знаю, сейчас, наоборот, одна из трендовых тем для обсуждения — «куда девать всех этих людей», которых самообучающиеся компьютеры и роботы вытесняют с рынка труда за ненадобностью. (Вот отличное видео на эту тему: https://www.youtube.com/watch?v=7Pq-S557XQU)