10 класс

1. Задача 1 ОЧ-2014 (10-11 класс). SuperOil

Общие издержки нефтедобывающей компании SuperOil, измеренные в долларах, описываются уравнением $TC=q^5-20q^3+197q,$ где q — количество баррелей нефти, добываемой компанией. Всю нефть компания поставляет на экспорт. Компания выбирает объём выпуска таким образом, чтобы максимизировать свою прибыль. SuperOil занимает небольшую долю мирового рынка, поэтому не может влиять на сложившуюся цену.

В настоящий момент на мировом рынке сложилась цена 86 долларов за баррель нефти. Правительство страны, в которой производит свою продукцию компания SuperOil, не удовлетворено объёмом продаж компании по этой цене. Правительство решает назначить потоварную субсидию для SuperOil, выплачиваемую за каждый баррель проданной нефти, чтобы стимулировать компанию увеличить выпуск по меньшей мере на 3 барреля.

Укажите минимальный размер субсидии, который позволит правительству достичь своей цели.

Решение

Средние переменные издержки фирмы имеют вид:

$AVC=q^4-20q^2+197=\left(q^2-10\right)^2+97$,

Ясно, что минимальное значение этих издержек равно 97, а значит минимальная цена, по которой фирма согласится хоть что-то производить, равна 97 долларам. Таким образом, по текущей цене 86 долларов объём выпуска фирмы равен нулю. Чтобы объём выпуска смог стать положительным, фирме следует выплачивать субсидию в размере не менее (97-86)=11 долларов. При меньшей субсидии оптимальный выпуск будет по-прежнему равен нулю, так как цена (даже с учётом субсидии) будет меньше минимума AVC.

При субсидии в 11 долларов объём выпуска фирмы составит $q=\sqrt{10}\gt3$, следовательно, этой субсидии достаточно, чтобы достичь цели правительства.

2. Задача 2 ОЧ-2014 (10-11 класс). Пароходы

Фирма Паровой гигант является монопольным производителем пароходов. У фирмы есть семь потенциальных покупателей, каждый из которых раздумывает над покупкой одного парохода. Максимальная цена, которую первый покупатель согласен заплатить за пароход, составляет 210 тыс. дублонов. Второй покупатель согласен заплатить за пароход не более 180 тыс. дублонов. Третий — не более 160 тыс. дублонов. Четвёртый — не более 140 тыс. дублонов. Пятый — не более 120 тыс. дублонов. Шестой — не более 100 тыс. дублонов. Наконец, седьмой согласен заплатить за пароход максимум 80 тыс. дублонов.

Фирма располагает заводом по производству пароходов, общие издержки которого следующим образом зависят от объема производства:

Количество произведённых пароходов 0 1 2 3 4 5 6 7
Общие издержки (в тыс. дублонов) 0 20 80 170 300 450 600 750

Фирма обязана устанавливать одинаковую цену для всех покупателей.

(а) Какую цену следует установить фирме и сколько пароходов произвести для того, чтобы получить максимальную прибыль? Чему равна эта максимальная прибыль?

(б) Теперь у фирмы Паровой гигант появилась возможность арендовать второй завод. Издержки на втором заводе следующим образом зависят от объёма производства:

Количество произведённых пароходов 0 1 2 3 4 5 6 7
Общие издержки (в тыс. дублонов) 0 10 60 160 260 360 460 560

Фирма может производить часть кораблей на первом заводе, часть — на втором, в любой комбинации на своё усмотрение. Какую максимальную цену согласится заплатить фирма Паровой гигант за аренду второго завода?

Решение

(а) Представим прибыль компании, которую она может получить при выборе разных объёмов выпуска, в виде сводной таблицы:

Количество Общие издержки Цена Выручка = Количество$\times$Цена Прибыль = Выручка-Прибыль
1 20 210 210 190
2 80 180 360 280
3 170 160 480 310
4 300 140 560 260
5 450 120 600 150
6 600 100 600 0
7 750 80 560 -190

Из таблицы видно, что максимальная прибыль равна 310 тыс. дублонов. Она достигается при объеме выпуска, равном 3 пароходам, и цене в 160 тысяч дублонов за один пароход.

(б) Посмотрим, какую прибыль может получить компания, если она использует два завода.

При этом отметим, что первый пароход в этом случае следует производить на втором заводе, так как издержки производства первой единицы продукции на этом заводе меньше (10<20).

При производстве двух пароходов оптимально производить один пароход на первом заводе и один — на втором, так как в этом случае суммарные затраты составят 10+20=30 (в то время, как если оба парохода производить на одном заводе, общие издержки будут или 60, или 80, в зависимости от того, на каком из заводов осуществляется производство).

По аналогии легко понять, что при производстве трех пароходов следует производить 1 пароход на первом заводе и два — на втором. При этом издержки составят 20+60=80. И так далее.

Теперь представим прибыль компании, которую она может получить при выборе разных объёмов выпуска, в виде сводной таблицы:

Количество Общие издержки Цена Выручка = Количество$\times$Цена Прибыль = Выручка-Прибыль
1 10 210 210 200
2 30 180 360 330
3 80 160 480 400
4 140 140 560 420
5 230 120 600 370
6 330 100 600 270
7 430 80 560 130

Из таблицы видно, что максимальная прибыль равна 420 тыс. дублонов. Она достигается при объёме выпуска, равном 4 пароходам, и цене в 140 тысяч дублонов за один пароход.

Видно, что использование завода позволяет увеличить прибыль компании на 110 тысяч дублонов. Это и есть максимальная цена, которую согласится заплатить фирма за аренду второго завода.

3. Задача 3 ОЧ-2014 (10-11 класс)

Продукцию максимизирующего прибыль монополиста могут приобретать две группы потребителей, функции спроса которых имеют вид: $q_1=10-p$ и $q_2=16-p$, где q – количество товара (в тоннах), а p – цена товара в рублях. Монополист обязан назначать одинаковую цену на товар для всех потребителей. Общие издержки монополиста, измеренные в долларах, заданы уравнением $TC=0{,}5\cdot q^2.$

(а) Обозначим x – валютный курс доллара (рублей за доллар). Для каждого значения валютного курса доллара определите оптимальный выпуск монополиста.

(б) Как сказывается на прибыли монополиста ослабление рубля? Положительно или отрицательно? Дайте экономическую интерпретацию полученного результата.

Решение

(а) Цель монополиста – максимизация прибыли. Так как по условию задачи дискриминация отсутствует (цена для обеих групп потребителей одинаковая), то монополист работает с общим спросом на товар:
$$Q_d=\begin{cases}26-2p,& p \in [0;10] \\ 16-p, & p \in (10;16] \end{cases}$$
Далее удобно разбить задачу на два случая.

Сначала рассмотрим случай, когда $0\leq p \leq 10.$

Тогда спрос задаётся уравнением $Q_d=26-2p$, откуда $Q \in [6;26]$

Найдём выручку монополиста:

$P=13-\dfrac{Q}{2} \Rightarrow TR_1=13Q-\dfrac{Q^2}{2}$

Так как спрос на товар зависит от цены в рублях, то выручка тоже выражена в рублях. Однако издержки монополиста выражены в долларах. При нахождении прибыли важно перевести всё в одинаковые единицы измерения.

Издержки монополиста в рублях равны $TC=x\cdot0{,}5\cdot Q^2.$

Тогда прибыль монополиста будет выглядеть так:

$\begin{equation}PR_1=TR_1-TC \Rightarrow PR_1=13Q-\dfrac{Q^2}{2}-0{,}5x\cdot Q^2=13Q-(1+x)\cdot\dfrac{Q^2}{2} \to max \\
PR_1'=13-(1+x)\cdot Q=0 \Rightarrow Q=\dfrac{13}{1+x} \end{equation}$

Это максимум прибыли, так как её график – парабола ветвями вниз.

$Q\in [6;26] \Rightarrow 6\leq \dfrac{13}{1+x}\leq26\Rightarrow x\leq\dfrac{7}{6}$

Таким образом, прибыль монополиста в этого случаи составит:

$PR_1=\dfrac{169}{2(1+x)}$

Заметим, что для всех $x\gt0$ прибыль положительна, а значит монополист будет производить ненулевое количество товара.

Теперь рассмотрим случай, когда $10\lt p \leq16.$

Сделаем те же расчёты для спроса $Q_d=16-p$, где $Q\in [0;6).$
$$\begin{array}{l}P=16-Q \Rightarrow TR_2=16Q-Q^2 \\
PR_2=16Q-Q^2-0{,}5x\cdot Q^2=16Q-(1+0{,}5x)\cdot Q^2\to max \\
PR_2'=16-(2+x)\cdot Q=0 \Rightarrow Q=\dfrac{16}{2+x} \end{array}$$
Это максимум прибыли, так как её график – парабола ветвями вниз.

$Q\in [0;6)\Rightarrow 0\leq \dfrac{13}{1+x}\lt6\Rightarrow x\gt\dfrac{2}{3}$

Таким образом, прибыль монополиста для этого случая составит:

$PR_2=\dfrac{128}{2+x}$

Заметим, что для всех $x>0$ прибыль также положительна, а значит монополист будет производить ненулевое количество товара.

Теперь сравним прибыль монополиста в каждом случае для каждого $x$.
$$\begin{array}{c}PR_1>PR_2 \\
\dfrac{169}{2(1+x)}>\dfrac{128}{2+x} \Rightarrow x\lt\dfrac{82}{87}\end{array}$$
Значит, при курсе доллара от 0 до 82/87 монополист будет производить $Q=\dfrac{13}{1+x}$, так как в этом случае его прибыль больше. При более высоких значениях курса доллара монополист будет производить $Q=\dfrac{16}{2+x}.$
Ответ: $Q=\begin{cases}\dfrac{13}{1+x}, & \text{ при } 0\lt x\leq \dfrac{82}{87} \\ \dfrac{16}{2+x}, & \text{ при } x>\dfrac{82}{87} \end{cases}$

(б) Ослабление рубля – это увеличение курса доллара, то есть рост $x$. Так как прибыль монополиста отрицательно зависит от x, то ослабление рубля приведёт к уменьшению его прибыли. Это вполне логично, потому что увеличение курса доллара увеличивает издержки монополиста в рублях. Он продаёт товар на российском рынке, следовательно, при неизменной выручке и растущих издержках его прибыль уменьшается.

4. Задача 4 ОЧ-2014 (10 класс)

В стране Альфа производятся и потребляются всего два вида товаров: бананы и грузовики. Бананы покупают потребители. Грузовики покупают фирмы, которые потом возят на них бананы на рынок. В таблице представлены некоторые данные об экономике этой страны.

Бананы Грузовики
2013 год Объём производства Уровень цен Объём производства Уровень цен
Произведено и куплено внутри страны 300 2 30 40
Экспортировано за рубеж 300 2 30 50
Импортировано из-за рубежа 300 3 30 40
2014 год Объём производства Уровень цен Объём производства Уровень цен
Произведено и куплено внутри страны 450 2 45 40
Экспортировано за рубеж 300 2 15 20
Импортировано из-за рубежа 180 5 30 40

(а) Вычислите уровень инфляции в 2014 году в стране Альфа, используя в качестве меры инфляции дефлятор ВВП (считайте базовым 2013 год).

(б) Вычислите уровень инфляции в 2014 году в стране Альфа, используя в качестве меры инфляции индекс потребительских цен (считайте базовым 2013 год).

(в) Чем объясняется столь заметная разница в результатах пунктов (а) и (б)?

Решение

(а) По определению, дефлятор ВВП — это отношение номинального ВВП к реальному ВВП. В соответствии с определением в ВВП входит стоимость товаров, произведенных на территории страны, поэтому при его подсчете мы игнорируем информацию об импорте.

Вычислим номинальный ВВП: $450\cdot2+300\cdot2+45\cdot40+15\cdot20=3600$

Вычислим реальный ВВП (на основе цен в 2013 году): $450\cdot2+300\cdot2+45\cdot40+15\cdot50=4050$

Дефлятор ВВП $=\dfrac{3600}{4050}=\dfrac{8}{9}$

(б) Вычислим индекс потребительских цен (ИПЦ). По определению, в этом индексе учитываются цены потребительских товаров, потребляемых внутри страны. Поэтому в этом индексе учитываются цены бананов, съеденных в стране (включая импорт): $\dfrac{300\cdot2+300\cdot5}{300\cdot2+300\cdot3}=1{,}4.$

(в) Разница в результатах объясняется разным набором товаров, которые учитываются в двух индексах. В дефлятор ВВП вошли экспортируемые товары, цены на которые упали, а в ИПЦ вошли импортные бананы, цены на которые выросли. Поэтому значение ИПЦ больше, чем значение дефлятора ВВП.

11 класс

1. Задача 1 ОЧ-2014 (10-11 класс). SuperOil

Общие издержки нефтедобывающей компании SuperOil, измеренные в долларах, описываются уравнением $TC=q^5-20q^3+197q,$ где q — количество баррелей нефти, добываемой компанией. Всю нефть компания поставляет на экспорт. Компания выбирает объём выпуска таким образом, чтобы максимизировать свою прибыль. SuperOil занимает небольшую долю мирового рынка, поэтому не может влиять на сложившуюся цену.

В настоящий момент на мировом рынке сложилась цена 86 долларов за баррель нефти. Правительство страны, в которой производит свою продукцию компания SuperOil, не удовлетворено объёмом продаж компании по этой цене. Правительство решает назначить потоварную субсидию для SuperOil, выплачиваемую за каждый баррель проданной нефти, чтобы стимулировать компанию увеличить выпуск по меньшей мере на 3 барреля.

Укажите минимальный размер субсидии, который позволит правительству достичь своей цели.

Решение

Средние переменные издержки фирмы имеют вид:

$AVC=q^4-20q^2+197=\left(q^2-10\right)^2+97$,

Ясно, что минимальное значение этих издержек равно 97, а значит минимальная цена, по которой фирма согласится хоть что-то производить, равна 97 долларам. Таким образом, по текущей цене 86 долларов объём выпуска фирмы равен нулю. Чтобы объём выпуска смог стать положительным, фирме следует выплачивать субсидию в размере не менее (97-86)=11 долларов. При меньшей субсидии оптимальный выпуск будет по-прежнему равен нулю, так как цена (даже с учётом субсидии) будет меньше минимума AVC.

При субсидии в 11 долларов объём выпуска фирмы составит $q=\sqrt{10}\gt3$, следовательно, этой субсидии достаточно, чтобы достичь цели правительства.

2. Задача 2 ОЧ-2014 (10-11 класс). Пароходы

Фирма Паровой гигант является монопольным производителем пароходов. У фирмы есть семь потенциальных покупателей, каждый из которых раздумывает над покупкой одного парохода. Максимальная цена, которую первый покупатель согласен заплатить за пароход, составляет 210 тыс. дублонов. Второй покупатель согласен заплатить за пароход не более 180 тыс. дублонов. Третий — не более 160 тыс. дублонов. Четвёртый — не более 140 тыс. дублонов. Пятый — не более 120 тыс. дублонов. Шестой — не более 100 тыс. дублонов. Наконец, седьмой согласен заплатить за пароход максимум 80 тыс. дублонов.

Фирма располагает заводом по производству пароходов, общие издержки которого следующим образом зависят от объема производства:

Количество произведённых пароходов 0 1 2 3 4 5 6 7
Общие издержки (в тыс. дублонов) 0 20 80 170 300 450 600 750

Фирма обязана устанавливать одинаковую цену для всех покупателей.

(а) Какую цену следует установить фирме и сколько пароходов произвести для того, чтобы получить максимальную прибыль? Чему равна эта максимальная прибыль?

(б) Теперь у фирмы Паровой гигант появилась возможность арендовать второй завод. Издержки на втором заводе следующим образом зависят от объёма производства:

Количество произведённых пароходов 0 1 2 3 4 5 6 7
Общие издержки (в тыс. дублонов) 0 10 60 160 260 360 460 560

Фирма может производить часть кораблей на первом заводе, часть — на втором, в любой комбинации на своё усмотрение. Какую максимальную цену согласится заплатить фирма Паровой гигант за аренду второго завода?

Решение

(а) Представим прибыль компании, которую она может получить при выборе разных объёмов выпуска, в виде сводной таблицы:

Количество Общие издержки Цена Выручка = Количество$\times$Цена Прибыль = Выручка-Прибыль
1 20 210 210 190
2 80 180 360 280
3 170 160 480 310
4 300 140 560 260
5 450 120 600 150
6 600 100 600 0
7 750 80 560 -190

Из таблицы видно, что максимальная прибыль равна 310 тыс. дублонов. Она достигается при объеме выпуска, равном 3 пароходам, и цене в 160 тысяч дублонов за один пароход.

(б) Посмотрим, какую прибыль может получить компания, если она использует два завода.

При этом отметим, что первый пароход в этом случае следует производить на втором заводе, так как издержки производства первой единицы продукции на этом заводе меньше (10<20).

При производстве двух пароходов оптимально производить один пароход на первом заводе и один — на втором, так как в этом случае суммарные затраты составят 10+20=30 (в то время, как если оба парохода производить на одном заводе, общие издержки будут или 60, или 80, в зависимости от того, на каком из заводов осуществляется производство).

По аналогии легко понять, что при производстве трех пароходов следует производить 1 пароход на первом заводе и два — на втором. При этом издержки составят 20+60=80. И так далее.

Теперь представим прибыль компании, которую она может получить при выборе разных объёмов выпуска, в виде сводной таблицы:

Количество Общие издержки Цена Выручка = Количество$\times$Цена Прибыль = Выручка-Прибыль
1 10 210 210 200
2 30 180 360 330
3 80 160 480 400
4 140 140 560 420
5 230 120 600 370
6 330 100 600 270
7 430 80 560 130

Из таблицы видно, что максимальная прибыль равна 420 тыс. дублонов. Она достигается при объёме выпуска, равном 4 пароходам, и цене в 140 тысяч дублонов за один пароход.

Видно, что использование завода позволяет увеличить прибыль компании на 110 тысяч дублонов. Это и есть максимальная цена, которую согласится заплатить фирма за аренду второго завода.

3. Задача 3 ОЧ-2014 (10-11 класс)

Продукцию максимизирующего прибыль монополиста могут приобретать две группы потребителей, функции спроса которых имеют вид: $q_1=10-p$ и $q_2=16-p$, где q – количество товара (в тоннах), а p – цена товара в рублях. Монополист обязан назначать одинаковую цену на товар для всех потребителей. Общие издержки монополиста, измеренные в долларах, заданы уравнением $TC=0{,}5\cdot q^2.$

(а) Обозначим x – валютный курс доллара (рублей за доллар). Для каждого значения валютного курса доллара определите оптимальный выпуск монополиста.

(б) Как сказывается на прибыли монополиста ослабление рубля? Положительно или отрицательно? Дайте экономическую интерпретацию полученного результата.

Решение

(а) Цель монополиста – максимизация прибыли. Так как по условию задачи дискриминация отсутствует (цена для обеих групп потребителей одинаковая), то монополист работает с общим спросом на товар:
$$Q_d=\begin{cases}26-2p,& p \in [0;10] \\ 16-p, & p \in (10;16] \end{cases}$$
Далее удобно разбить задачу на два случая.

Сначала рассмотрим случай, когда $0\leq p \leq 10.$

Тогда спрос задаётся уравнением $Q_d=26-2p$, откуда $Q \in [6;26]$

Найдём выручку монополиста:

$P=13-\dfrac{Q}{2} \Rightarrow TR_1=13Q-\dfrac{Q^2}{2}$

Так как спрос на товар зависит от цены в рублях, то выручка тоже выражена в рублях. Однако издержки монополиста выражены в долларах. При нахождении прибыли важно перевести всё в одинаковые единицы измерения.

Издержки монополиста в рублях равны $TC=x\cdot0{,}5\cdot Q^2.$

Тогда прибыль монополиста будет выглядеть так:

$\begin{equation}PR_1=TR_1-TC \Rightarrow PR_1=13Q-\dfrac{Q^2}{2}-0{,}5x\cdot Q^2=13Q-(1+x)\cdot\dfrac{Q^2}{2} \to max \\
PR_1'=13-(1+x)\cdot Q=0 \Rightarrow Q=\dfrac{13}{1+x} \end{equation}$

Это максимум прибыли, так как её график – парабола ветвями вниз.

$Q\in [6;26] \Rightarrow 6\leq \dfrac{13}{1+x}\leq26\Rightarrow x\leq\dfrac{7}{6}$

Таким образом, прибыль монополиста в этого случаи составит:

$PR_1=\dfrac{169}{2(1+x)}$

Заметим, что для всех $x\gt0$ прибыль положительна, а значит монополист будет производить ненулевое количество товара.

Теперь рассмотрим случай, когда $10\lt p \leq16.$

Сделаем те же расчёты для спроса $Q_d=16-p$, где $Q\in [0;6).$
$$\begin{array}{l}P=16-Q \Rightarrow TR_2=16Q-Q^2 \\
PR_2=16Q-Q^2-0{,}5x\cdot Q^2=16Q-(1+0{,}5x)\cdot Q^2\to max \\
PR_2'=16-(2+x)\cdot Q=0 \Rightarrow Q=\dfrac{16}{2+x} \end{array}$$
Это максимум прибыли, так как её график – парабола ветвями вниз.

$Q\in [0;6)\Rightarrow 0\leq \dfrac{13}{1+x}\lt6\Rightarrow x\gt\dfrac{2}{3}$

Таким образом, прибыль монополиста для этого случая составит:

$PR_2=\dfrac{128}{2+x}$

Заметим, что для всех $x>0$ прибыль также положительна, а значит монополист будет производить ненулевое количество товара.

Теперь сравним прибыль монополиста в каждом случае для каждого $x$.
$$\begin{array}{c}PR_1>PR_2 \\
\dfrac{169}{2(1+x)}>\dfrac{128}{2+x} \Rightarrow x\lt\dfrac{82}{87}\end{array}$$
Значит, при курсе доллара от 0 до 82/87 монополист будет производить $Q=\dfrac{13}{1+x}$, так как в этом случае его прибыль больше. При более высоких значениях курса доллара монополист будет производить $Q=\dfrac{16}{2+x}.$
Ответ: $Q=\begin{cases}\dfrac{13}{1+x}, & \text{ при } 0\lt x\leq \dfrac{82}{87} \\ \dfrac{16}{2+x}, & \text{ при } x>\dfrac{82}{87} \end{cases}$

(б) Ослабление рубля – это увеличение курса доллара, то есть рост $x$. Так как прибыль монополиста отрицательно зависит от x, то ослабление рубля приведёт к уменьшению его прибыли. Это вполне логично, потому что увеличение курса доллара увеличивает издержки монополиста в рублях. Он продаёт товар на российском рынке, следовательно, при неизменной выручке и растущих издержках его прибыль уменьшается.

4. Задача 4 ОЧ-2014 (11 класс)

Фирма «FC» является монополистом на рынке мыла. Для производства товара фирма использует только один фактор производства – труд, который она нанимает на совершенно конкурентном рынке.

1. Профессор А решил посчитать для фирмы её текущий «маркап», то есть отношение цены к предельным издержкам. Однако у него нет данных о технологии фирмы. Единственное, что он может оценить с помощью имеющейся информации, – это эластичность спроса по цене для каждой фирмы (в точке текущего равновесия). Достаточно ли этой информации? Если да, выведите формулу, которая поможет профессору А. Если нет, какая минимальная дополнительная информация необходима профессору А?

2. Профессор Б тоже поставил себе задачу найти «маркап» фирмы. Однако у него нет данных о спросе на продукцию фирмы. Зато его информации о технологии, затратах и расходах фирмы достаточно, чтобы найти в равновесии долю расходов на труд в общей выручке фирмы, а также эластичность выпуска фирмы по затратам труда. Достаточно ли этой информации? Если да, выведите формулу, которая поможет профессору Б. Если нет, какая минимальная дополнительная информация необходима профессору Б?

3. Как Вам кажется, почему величина «маркапа» может представлять интерес для экономиста? Эмпирические исследования показывают, что «маркапы» обычно выше для фирм с более высокой производительностью труда. Как Вы думаете, почему? Дайте графическую иллюстрацию.

Решение

1. Этой информации достаточно. Из условия максимизации прибыли имеем:
$$\begin{array}{c}MR=MC \\
p+Q\cdot\dfrac{\partial p}{\partial Q}=MC \\
\dfrac{p}{MC}+\dfrac{\partial p}{\partial Q}\cdot\dfrac{Q}{p}\cdot\dfrac{p}{MC}=1 \\
\dfrac{p}{MC}=\dfrac{1}{1+1/e}\end{array}$$
где $e\lt 0$ эластичность спроса по цене в точке равновесия.

2. Этой информации достаточно:

$TC(Q)=w\cdot L(Q)$

Так как рынок труда конкурентен, предельные издержки равны:

$MC=w\cdot \dfrac{\partial L}{\partial Q}=\dfrac{w}{\partial Q/ \partial L}$

Отсюда:

$\dfrac{p}{MC}=p\cdot\dfrac{\partial Q/\partial L}{w}=\dfrac{\frac{\partial Q}{\partial L}\cdot\frac{L}{Q}}{\frac{wL}{pQ}}$

Числитель и знаменатель – эластичность выпуска по затратам труда и доля расходов на труд в выручке. Оба показателя известны профессору Б.

3. Маркап служит естественной мерой конкуренции в отрасли: при совершенной конкуренции $p = MC$ и маркап равен 1. В случае монополии эта величина больше единицы. Чем выше маркап, тем больше монопольная власть фирмы. Рост производительности фирмы означает снижение её предельных издержек. Фирма при этом снижает цену и увеличивает выпуск. Следовательно, результат из пункта 1 указывает на то, что положительную связь между маркапом и производительностью можно объяснить уменьшением (по модулю) эластичности спроса при увеличении объёма продаж. Обычная картинка с линейным спросом и горизонтальной̆ функцией предельных издержек хорошо иллюстрирует это.

8 класс

1. Задача 1 ОЧ-2014 (8 класс)

В стране Double Coincidence живут всего три человека со следующими предпочтениями в потреблении и производственными возможностями:

  • Первому индивиду необходимы услуги парикмахера, и он может преподавать макроэкономику.
  • Другой желал бы сходить с гидом на обзорный тур по Москве, при этом он может и умеет стричь людей.
  • Третий же очень хочет изучить макроэкономику и может проводить экскурсии по Москве.

Изначально денег в экономике не существует, и люди не способны их создать.

В каждый момент времени могут встретиться только два человека. Возможность того, что три человека окажутся в одном месте одновременно, отсутствует.

  1. Возможна ли торговля в такой экономике? Будут ли удовлетворены потребности жителей? Почему?
  2. Предположим, что второй индивид теперь может шить футболки вместо того, чтобы делать стрижки. Также предположим, что первый индивид хочет приобрести футболку, а не сходить к парикмахеру. Возможна ли торговля в этом случае? Ответ поясните. В чем существенное различие между этим и первоначальным случаем?
  3. Наконец, предположим, что мы опять имеем дело с первоначальным случаем, т.е. заменим футболки на стрижки. Теперь в экономике существует четвертый товар – бумажные деньги, которые никому не интересны с точки зрения потребления, однако могут быть использованы каждым для покупки других товаров и услуг. Определите, кто с кем торгует.
  4. Какая функция денег подчеркивается изложенной в предыдущем вопросе ситуацией? Какие еще функции денег вам известны? Кратко поясните перечисленные Вами функции.
Решение

1. Торговля в такой экономике невозможна, решение удобнее представить графически.

Все потребности – это потребности в услугах, а не в товарах. Это означает, что оба индивида должны присутствовать при удовлетворении потребности (процесс оказания услуги неразрывно связан с человеком, которому предоставляется услуга).

2. В этом случае торговля возможна, если использовать футболку в качестве товарных денег.

Пусть II индивид и III индивид встретились: второй может сшить футболку третьему и сходить на экскурсию с третьим. Третий получит футболку за то, что проведет экскурсию.
При встрече I индивида и III индивида: первый получает футболку (у третьего она есть) и преподаёт ему макроэкономику.

3. Вновь наблюдаем ситуацию из вопроса 1.

С наличием денег I индивид покупает у II индивида парикмахерские услуги. II индивид платит III индивиду за обзорный тур, а III индивид платит I индивиду за уроки макроэкономики.

4. Описанная в вопросе 3 ситуация объясняет функцию денег как средства обмена (обращения).
В экономике деньги выполняют следующие функции:

- средства обращения (способность быстро и без издержек обмениваться на любое благо, выступая посредником в сделках по их обмену)
- меры стоимости (соизмерение ценности товаров и услуг; измеритель, в котором выражаются цены всех остальных благ)
- средства сохранения ценности (сохраняя деньги в течение определенного времени, люди тем самым сохраняют представляемую ими ценность)

2. Задача 2 ОЧ-2014 (8 класс)

Восьмиклассник Серёжа очень любит шоколадные конфеты фирмы «Сладкоежка». При этом он очень привередлив: он ест только молочный шоколад, а белый терпеть не может. К сожалению, фирма «Сладкоежка» продаёт свой товар только коробками с конфетами двух видов. Коробка шоколадных конфет «Восхищение» содержит 8 конфет из молочного шоколада и 10 из белого, а коробка под названием «Мечта» – 12 конфет из молочного шоколада и 20 из белого. Стоят коробки 45 и 75 рублей соответственно.

Каждый месяц родители дают Серёже 800 рублей на карманные расходы и, конечно же, он тратит все свои деньги на свое любимое лакомство.

  1. Какое максимальное количество конфет из молочного шоколада может приобрести Серёжа за месяц?
  2. Допустим, одноклассник Серёжи Ваня очень любит белый шоколад и готов покупать его у Серёжи в неограниченных количествах по цене 2 рубля за одну конфету после того, как Сережа съест все конфеты из молочного шоколада. Как в этом случае изменится месячный рацион Серёжи? Сколько коробок «Мечта» и «Восхищение» он купит?
Решение

1. Задачу можно решить перебором (придётся рассмотреть пять случаев). Мы же приведём рассуждения, позволяющие сократить перебор до двух вариантов. Рассмотрим стоимость покупки 3-х коробок конфет «Восхищение». Их стоимость равна $3\times45=135$ рублей. Купив их, Серёжа получит $3\times8=24$ конфеты.

Рассмотрим стоимость покупки 2-х коробок конфет «Мечта». Их стоимость равна $2\times75=150$ рублей. Они содержат также $2\times12=24$ конфеты.

Из этого можно сделать вывод, что Серёжа не будет покупать больше 2-х коробок конфет «Мечта» в месяц (вместо двух этих коробок выгоднее взять три коробки «Восхищение»). Остаётся перебрать два случая.

Перебор:

1) Серёжа покупает одну коробку «Мечта», в которой содержится 12 конфет из молочного шоколада. Также у него остается 800-75=725 рублей на покупку коробок «Восхищение», в каждой из которых по 8 конфет из молочного шоколада:

$Q_ш = 12 + [725 / 45] \times 8 = 12 + 16 \times 8 = 140$ $^1$

2). Серёжа покупает только «Восхищение»:

$Q_ш = [800 / 45] \times 8 = 17 \times 8 = 136$

Таким образом, Серёжа может купить не более 140 конфет из молочного шоколада.

Ответ: 140 конфет.

2. Сразу же после покупки любой коробки конфет Серёже выгодно тут же продать весь белый шоколад Ване. На вырученные от продажи белого шоколада деньги можно докупить ещё несколько коробок конфет.
Таким образом, можно считать, что стоимость одной коробки «Восхищение» стала $45 – 10 \times 2 = 25$ рублей, а стоимость коробки «Мечта» стала равна $75 – 20 \times 2 = 35$ рублей.

Аналогично можно рассмотреть стоимость 3-х коробок «Восхищение» и 2-х коробок «Мечта», но теперь окажется, что коробку «Мечта» покупать выгоднее. Казалось бы, можно, аналогично случаю А, сделать простой перебор, но уже трёх случаев (можно купить 0, 1 или 2 коробки «Восхищение»). Однако в данной задаче это неверно.

Рассмотрим покупку последней коробки конфет. Если это «Восхищение», то Серёжа продаёт 10 конфет Ване, и у него в кармане остаётся 20 рублей, которые он никак не сможет потратить. Если это «Мечта», то Серёжа продаёт 20 конфет Ване, и у него в кармане остаётся 40 рублей, которые он никак не сможет потратить. Таким образом, у нас меняется бюджетное ограничение Серёжи. Если он не покупает ни одной коробки «Восхищение», то в его распоряжении остаётся 800 – 40 = 760 рублей. Если он покупает хотя бы одно «Восхищение», то на покупку конфет он может тратить 800 – 20 = 780 рублей.

Поэтому нам теперь нужно рассматривать случай, когда Серёжа покупает 3 коробки «Восхищение», так как в случаях Q=3 и Q=0 мы имеем разные бюджетные ограничения.
$$\begin{array}{cl}1). Q_в = 0 & \\
&Q = [760/35] \times 12 = 252\\
2). Q_в = 1 & \\
& Q = [(780 – 25)/35] \times 12 + 8 = 260 \\
3). Q_в = 2 & \\
& Q = [(780 – 50)/35] \times 12 + 16 = 256 \\
4). Q_в = 3 & \\
& Q = [(780-75)/35] \times 12 + 24 = 264 \end{array}$$
Ответ: 264 конфеты: 3 коробки «Восхищение» и 20 коробок «Мечта».

3. Задача 3 ОЧ-2014 (8 класс)

Предприниматель X договорился с администрацией страны Фрутляндии о разрешении продажи и производства фруктов.

В таблице представлены издержки провоза 1 кг фруктов (во фрутиках – единице валюты Фрутляндии) на прямую перевозку между городами, т.е. перевозку без промежуточного города.

В город
А Б В
Из города А 0 15 5
Б 15 0 5
В 7 7 0

Возможна также косвенная перевозка (например, перевозка из А в В через Б, которая будет стоить 15+5=20 фрутиков за 1 кг перевезенных фруктов).

Предприниматель X может производить любой объём апельсинов в городе А, себестоимость – 10 фрутиков за 1 кг апельсинов. Город Б предъявляет спрос на 100 кг апельсинов по цене 19 фрутиков за 1 кг апельсинов.

Произвести любой объём бананов предприниматель Х может в городе Б, себестоимость – 20 фрутиков за 1 кг бананов. Город В предъявляет спрос на 200 кг бананов по цене 30 фрутиков за 1 кг бананов.

Также предприниматель Х может произвести в городе В любой объём винограда, себестоимость – 15 фрутиков за 1 кг винограда. Город А предъявляет спрос на 100 кг винограда по цене 16 фрутиков за 1 кг винограда.

Каждый город предъявляет спрос только на один вид фруктов.

Информацию выше можно представить в виде следующей таблицы:

Фрукт Город-производитель Себестоимость производства, фрутиков за кг Город-покупатель Объём спроса (кг) Цена, фрутиков за кг
Апельсин А 10 Б 100 19
Банан Б 20 В 200 30
Виноград В 15 А 100 16

Известно, что неудовлетворенность спроса в любом городе отразится проведением в нём 1 митинга. За каждый митинг администрация Фрутляндии будет взимать штраф с предпринимателя X в размере 500 фрутиков.

Определите, выгодно ли предпринимателю начинать бизнес или нет. Обоснуйте свой ответ. Если предпринимателю выгодно начать бизнес, определите, что и в каком объёме будет производить и доставлять господин X. Вычислите прибыль предпринимателя.

Решение

Решение данной задачи удобнее представить в виде таблицы:

Фрукт Город-производитель Себестоимость производства, фрутиков за кг Город-покупатель Объём спроса (кг) Цена, фрутиков за кг Цена перевозки, за кг Финансовый результат Штраф за митинг Итог
Апельсин А 10 Б 100 19 12 $\text{ (через В)}$ -300 Нет -300
Банан Б 20 В 200 30 5 1000 Нет 1000
Виноград В 15 А 100 16 7 -600 Да -500

Важно отметить, что если предпринимателю выгодно производить какой-то фрукт, то он будет производить этот фрукт ровно в количестве, на которое предъявляется спрос. Это можно объяснить тем, что если он произведет меньше, то предпринимателю придется платить штраф за неудовлетворенный спрос.

Также поясним, почему цена перевозки из А в Б равна 12, а не 15, как указано в таблице. По условию возможна косвенная перевозка через промежуточный город. В данном случае это выгоднее (из А в В она равна 5; из В в Б целых 7)

Значения в столбце финансовый результат получены как разница между выручкой от продаж и издержками на транспортировку и производства. Например, финансовый результат от апельсинов равен: $19\times100-10\times100-12\times100=-300$.

В столбце штраф за митинг приведена информация о том, выгодно ли предринимателю допускать митинг. Столбец итог получается после сравнения возможного финансового результата от продаж фруктов и штрафа за митинг. Штраф за митинг выгоден только в случае недопоставок винограда: $-500>-600$.

Суммируя итоговый доход с учетом штрафов и издержек от продаж всех фруктов, предприниматель получит прибыль в размере 200 фрутиков: -300+1000-500=200.

4. Задача 4 ОЧ-2014 (8-9 класс)

В последнее десятилетие в некоторых странах мира были проведены кардинальные реформы системы школьного образования. В частности, вместо одинакового для всех старшеклассников набора дисциплин в некоторых странах перешли на системы «курсов по выбору», когда учащиеся сами могут выбирать, какие классы им посещать.

Страна А подумывает о целесообразности перехода на подобную систему с гибкой программой для старшеклассников (последний год обучения в школе). Цель реформы – увеличить средний балл выпускников по ЕГЭ. Своё решение правительство страны принимает на основе данных о результатах реформы в двух других странах. В стране N всегда действовала классическая система с обязательной учебной программой, в то время как в стране M сначала действовала классическая система образования, но затем была проведена реформа, и с 2010 года все выпускники школ учились по системе «курсов по выбору». Ниже приведены имеющиеся данные о среднем балле по ЕГЭ в этих странах:

2006 2007 2008 2009 2010
Страна N 30 33 36 40 43
Страна M 41 44 47 50 57

Вам предлагается подготовить своё экспертное заключение для правительства, обсудив чужие мнения и предложив свою собственную оценку. Постарайтесь при этом максимально использовать имеющиеся данные.

  1. На основании имеющейся информации первая группа экспертов сделала вывод, что реформа позволит увеличить средний балл по ЕГЭ приблизительно на 7 пунктов. Как Вам кажется, на чём основана эта оценка? Почему, скорее всего, она плохо отражает истинный эффект реформы?
  2. Между тем, вторая группа экспертов считает, что реформа сможет увеличить средний балл по ЕГЭ приблизительно на 14 пунктов. Как Вам кажется, на чём основана эта оценка? Почему, скорее всего, она плохо отражает истинный эффект реформы?
  3. Можете ли Вы предложить более надежную оценку эффекта от реформы на основе имеющейся информации? Какие у неё могут быть недостатки?
  4. Используя данные о среднем балле ЕГЭ в двух странах в 2006-2009 годах, проанализируйте надежность вашей оценки.
Решение

1. Очевидно, данная группа экспертов сравнила результаты ЕГЭ до и после реформы в стране M. Таким образом, эксперты предполагают, что реформа – единственный фактор, изменившийся с 2009 года по 2010 год и повлиявший на результаты ЕГЭ.

Эту предпосылку трудно назвать реалистичной: например, правительство могло провести другие реформы, прямо или косвенно влияющие на успеваемость старшеклассников (переподготовка педагогических кадров, изменение программы учебных дисциплин), могли измениться условия сдачи экзаменов. Наконец, выпускники разных лет могут отличаться по общему уровню успеваемости. К тому же, в стране М каждый год наблюдался устойчивый рост среднего балла на 3 пункта, однако эксперты не учли этого факта.

2. Данная группа экспертов сравнила результаты ЕГЭ в 2010 году в двух странах. Тем самым эксперты неявно предполагают, что вся разница в результатах ЕГЭ объясняется различиями в организации школьной программы в старших классах. Иными словами, эксперты не принимают во внимание потенциальные различия между начальной школой в двух странах, между воспитанием подростков и спросом экономики на различные уровни образования.

3. Можно заметить, что часть недостатков двух оценок можно нивелировать, если сравнить результаты одновременно между годами и странами. Предполагая, что существуют общие факторы, влияющие на результаты ЕГЭ в обеих странах, их роль можно оценить, используя данные в 2009-2010 годах по стране N, в которой не было реформы. Данный эффект равен 3. Между тем средний балл ЕГЭ вырос в 2009-2010 годах в стране M, где была проведена реформа, на 7 баллов. Разницу между двумя показателями (4 пункта) логично отнести на счёт реформы.

Хотя данная оценка более надежна, чем предыдущие два варианта, у неё также имеются существенные недостатки:

  • Прежде всего оценка предполагает, что все факторы, помимо реформы, влияющие на результаты ЕГЭ в двух странах, у них одинаковые. Если, скажем, страны N и M провели иные реформы в 2009 году, то это может привести к относительному росту результатов в стране M, даже если интересующая экспертов реформа реально не имела никакого эффекта.
  • Оценка сделана на основе данных о двух конкретных годах и регионах. Нельзя до конца быть уверенным, что реформа будет иметь одинаковый эффект при других обстоятельствах.
  • Оценка основана на очень небольшом объёме данных, поэтому скорее всего не отличается большой точностью. Если бы имелось больше информации из других регионов, можно было бы получить более надёжную оценку или по крайней мере сделать вывод о её точности.

4. Как отмечено выше, одна из главных предпосылок последней оценки заключается в том, что страны очень похожи за исключением проведения реформы. То есть изменения в результатах ЕГЭ между годами в двух странах обусловлены одними и теми же факторами. Хотя проверить точно это предположение при имеющихся данных невозможно. Естественно ожидать, что если оно верно, то динамика ЕГЭ в годы перед реформой в двух странах должна быть схожа. Действительно, согласно данным таблицы, в обеих странах в 2006-2009 годах рост результатов ЕГЭ составлял 3-4 балла в год. Если нарисовать два графика, можно заметить, что в двух странах “параллельные тренды”.

5. Задача 5 ОЧ-2014 (8 класс)

В этом задании необходимо разгадать кроссворд и угадать загаданное слово из 13 букв:

Рассмотрите две предложенные ниже ситуации – они описывают загаданное слово.

  1. Проездные на метро для школьников, студентов и пенсионеров стоят дешевле, чем проездные для работающих людей, не относящихся к этим категориям.
  2. В музеях Москвы цены на входные билеты дешевле для студентов и дороже для иностранных граждан.

Разгадайте кроссворд. Он поможет угадать загаданное слово, которое состоит из выделенных цветом букв в кроссворде.

В задании оценивается как правильно разгаданное слово, так и каждое правильное слово в кроссворде.

По горизонтали:

  1. Процесс воздействия на объект управления с целью достижения состояния устойчивости данного объекта.
  2. Тип рыночной структуры, при котором на рынке действует только одна фирма.
  3. Экономическая ситуация, характеризующаяся падением общего уровня цен.
  4. Мера чувствительности одной экономической переменной к изменению другой, показывающая, на сколько процентов изменится одна переменная при изменении другой на 1%.
  5. Организация, обладающая определённой территорией, суверенитетом, аппаратом управления и принуждения.
  6. Вложение капитала в какой-либо объект для увеличения впоследствии своих доходов.
  7. Динамический процесс, соперничество между субъектами рыночной экономики, обычно стимулирующий рынок.

По вертикали:

  1. Тип рыночной структуры, при котором на рынке действует некоторое малое число крупных фирм.
  2. Социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не имеет работы, но активно её ищет.
  3. Территориальное перемещение населения, иногда сопровождающееся сменой места жительства.
  4. Выпуск в обращение новых денег, приводящий к увеличению денежной массы.
  5. Официальный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения.
  6. Экономическая ситуация, при которой в стране происходит снижение производства, повышение уровня безработицы и другие неблагоприятные для страны в целом явления.
  7. Один из факторов производства.
  8. Ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство правительства или фирмы, и гарантирующая владельцу возврат долга с процентами в течение некоторого периода времени.
Решение

Загаданное слово: ДИСКРИМИНАЦИЯ

9 класс

1. Задача 1 ОЧ-2014 (9 класс)

В сказочной республике Экоматемашии в скором времени состоятся парламентские выборы. За власть в стране борются две партии – Богачи и Бедняки. В распоряжении партии Бедняков имеется 1 очий (денежная единица Экоматемашии), в распоряжении Богачей – 25 очиев, и это открытая информация. Каждая из партий максимизирует долю мест в парламенте. Богачи и Бедняки не любят друг друга и не будут договариваться о каком-либо сотрудничестве, даже если оно взаимовыгодно.

За несколько дней до голосования в штабах обеих партий раздались телефонные звонки. Звонил назначенный главой избирательной комиссии чиновник Непротивоткатов, чтобы пригласить представителей обеих партий на закрытую встречу. На встрече он заявил: «Вы должны понимать, что окончательные решения относительно исхода голосования буду принимать я. Предлагаю играть в открытую: в зависимости от того, сколько денег вы мне дадите в качестве взятки, я могу изменить результаты партии ваших конкурентов. Доля мест вашей партии в парламенте будет пропорциональна доле индекса избираемости к сумме индексов двух партий. Если Бедняки заплатят мне $x$ очиев, индекс избираемости Богачей составит $Ir =x^2 – 2x + 1,5$. Если Богачи заплатят мне $y$ очиев, индекс избираемости Бедняков составит $Ip =y^2 – 50y + 625{,}5$».

Если обе партии действуют рационально, какая из них получит большинство в парламенте? Сколько денег потратят на взятку Бедняки, а сколько – Богачи? Учтите, что никакая партия не заинтересована тратить денег больше, чем необходимо! Аргументируйте свои ответы.

Решение

Для начала разберёмся, какой минимальный индекс избираемости может обеспечить конкуренту каждая из партий.
$$\begin{array}{c}Ir = (x – 1)^2 + 0,5 \Rightarrow Ir_{min} = Ir (1) = 0,5 \\
Ip = (y -25)^2 + 0,5 \Rightarrow Ip_{min} = Ip (25) = 0,5 \\
Ir = Ip\end{array}$$
Поскольку у каждой партии имеется в распоряжении необходимое для минимизации индекса избираемости соперника количество очиев, предположим, что для каждой партии оптимально потратить на взятку все имеющиеся в распоряжении деньги. Теперь докажем, что полная трата денег действительно является оптимальной стратегией для каждой из партий. Проведём рассуждение для партии Богачей (для Бедняков доказательство аналогично).

Обратим внимание, что целевой функцией партии Богачей является $fr = Ir / (Ir + Ip)$ («Доля мест вашей партии в парламенте будет пропорциональна вашему индексу избираемости»). Эту функцию нужно максимизировать. Но по какой переменной? По $Ip$ – ведь именно на этот параметр Богачи могут влиять. Тогда, принимая $Ir$ в качестве константы, $max\bigl[(Ir / (Ir + Ip)\bigr] \Leftrightarrow min[Ip]$ (квадратные скобки означают целую часть). Значит, для максимизации доли мест в парламенте необходимо минимизировать индекс конкурентов, и найденная выше стратегия на самом деле оптимальна. Трата всех имеющихся денег не является «тратой большей, чем необходимо».

Таким образом, Богачи потратят на взятку 25 очиев, Бедняки – 1 очий. При этом их индексы избираемости совпадут, и ни одна из партий не сможет обеспечить парламентское большинство – места между ними разделятся поровну.

Этого же результата можно было бы добиться и с меньшими затратами: например, если бы Бедняки договорились с Богачами потратить 0 очиев, а Богачи – 24 очия, их индексы избираемости снова совпали бы, и исход оказался бы тем же. Но кооперация запрещена условием: «Богачи и Бедняки не любят друг друга и не будут договариваться о каком-либо сотрудничестве, даже если оно взаимовыгодно».

2. Задача 2 ОЧ-2014 (9 класс)

На совершенно конкурентном рынке предприниматель работает на собственном самосвале и перевозит гравий. Собственный вес самосвала составляет 8 тонн. За перевозку 1 тонны гравия он получает 2000 рублей.

Известны предельные издержки (в рублях) на перевозку каждой дополнительной тонны груза (за 1 рейс):

$MC(q)=3q^2-220q+4400$, где $q$ – количество тонн гравия

Средние расходы на перевозку 1 тонны груза (AC) (за 1 рейс):
$$AC(q)=q^2-110q+4400$$

  1. Какое количество груза будет перевозить автомобиль при таких условиях? Какую прибыль получит предприниматель?
  2. Предположим, что наш предприниматель решил соблюдать закон. По закону максимальный вес грузового автомобиля составляет 40 тонн. Какую прибыль в этих условиях получит предприниматель?
  3. Какого размера должен быть штраф за превышение максимального веса грузового автомобиля, чтобы предпринимателю было неважно – соблюдать закон или нет (при условии, что нарушение обязательно будет выявлено)?
  4. Анализируя средние издержки, посчитайте, какую максимально возможную прибыль на единицу продукции (на 1 тонну гравия) может получить предприниматель.
Решение

1. Воспользуемся условием максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции.

Оптимальным является объём выпуска, при котором цена равна предельным издержкам фирмы (заметим, что это необходимое условие максимизации прибыли):

$p=MC$

Получаем уравнение:

$3q^2-220q+4400=2000,$

решая которое, получаем два уровня выпуска: $q_1=60; q_2=\dfrac{40}{3}.$

Прибыль, которую получает предприниматель, равна: $PR=TR-TC=p\cdot q-q\cdot AC(q)$

Максимальная прибыль достигается при $q=60$ и составляет $2000\cdot60-60\cdot(60^2-110\cdot60+4400)=36000.$

При $q=\dfrac{40}{3}$ прибыль отрицательна:
$$2000\cdot\dfrac{40}{3}-\dfrac{40}{3}\cdot\Biggl(\left(\dfrac{40}{3}\right)^2-110\cdot\dfrac{40}{3}+4400\Biggr)=\left(-2400+110\cdot\dfrac{40}{3}\right)\cdot\dfrac{40}{3}-\left(\dfrac{40}{3}\right)^3 \lt0$$
2. Теперь предпринимателю запрещено провозить 60 тонн гравия. Максимально возможный объём гравия теперь составляет: 40-8=32 тонны.

Прибыль, которую получит предприниматель, составит при этих условиях: $2000\cdot32-32\cdot(32^2-110\cdot32+4400)=3072.$

3. При штрафе ниже, чем $36000-3072=32928$, предпринимателю будет выгодно нарушать закон. Соответственно, предпринимателю все равно, нарушать закон или нет при штрафе, равном 32928.

4. Для ответа на данный вопрос необходимо найти максимальное значение прибыли на единицу продукции, т.е. величины $\pi=\frac{TR-TC}{q}.$

Заметим, что $\frac{TR-TC}{q}=\frac{p\cdot q-TC}{q}=p-AC(q)$. Максимум данной функции достигается тогда, когда достигается минимум функции $AC(q)$.

График функции $AC(q)=q^2-110q+4400$ – парабола, ветви которой направлены вверх. Следовательно, данная функция достигает минимума в вершине, т.е. при $q=110/2=55$. Значение функции в точке $q=55$ составляет $AC(55)=55^2-110\cdot55+4400=1375.$

Таким образом, максимальное значение прибыли на единицу продукции равно $2000-1375=625$.

3. Задача 3 ОЧ-2014 (9 класс)

Для анализа рыночной структуры используется такой показатель как степень концентрации, который отражает удельный вес крупных фирм, доминирующих на рынке.

На концентрацию влияют два параметра – число фирм на рынке и также распределение рыночных долей фирм. Считается, что чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации; чем выше неравномерность распределения рыночных долей, тем выше уровень концентрации.

Не существует единого способа расчета этого показателя. На практике используются несколько индексов, применяющихся в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим три индекса. Все они принимают значения от нуля (в случае совершенной конкуренции, когда на рынке работает большое число одинаковых фирм) до единицы (в случае монополии, когда на рынке функционирует лишь одна фирма).

  1. $\dfrac{1}{n}$, где $n$ – количество фирм на рынке
  2. Индекс Герфиндаля-Хиршмана $HHI=s_1^2+s_2^2+\cdots+s_n^2$, где $s_i=\dfrac{q_i}{Q}$ – доля i-той фирмы на рынке; $Q=q_1+q_2+q_3+\cdots+q_n$
  3. Индекс Холла-Тайдмана $HTI=\dfrac{1}{2(R_1\cdot s_1+R_2\cdot s_2+\cdots+R_n\cdot s_n )-1}$, где $R_i$ – ранг i-той фирмы (фирма, имеющая наибольшую долю на рынке, имеет ранг 1, фирма с наименьшей долей имеет ранг n)

Имеется следующая информация о рынке некоторого продукта в стране A:

Объём продаж Доля в суммарном объёме продаж
Фирма 1 180 0,2
Фирма 2 270
Фирма 3 360
Фирма 4

  1. Рассчитайте 3 индекса концентрации для данного рынка
  2. Какие преимущества и недостатки имеет каждый из перечисленных индексов?
  3. Исследователи считают, что через некоторое время структура рынка в стране А может измениться. Известно, что доли объемов продаж Фирмы 1 и Фирмы 4 не изменятся; Фирма 2 станет лидером, а Фирма 3 займет второе место на рынке. Найдите границы, в которых может установиться значение индекса HTI в этом случае.
Решение

1.Вычислим долю для каждой из фирм и проставим соответствующие ранги:

Объём продаж Доля в суммарном объёме продаж $(s_i)$ Ранг $\left(R_i\right)$
Фирма 1 180 0,2 3
Фирма 2 270 0,3 2
Фирма 3 360 0,4 1
Фирма 4 90 0,1 4
Сумма 900 1

$\begin{array}{l}\dfrac{1}{n}=\dfrac{1}{4}=0,25 \\
HHI_A=0,2^2+0,3^2+0,4^2+0,1^2=0,3 \\
HTI=\dfrac{1}{2(3\cdot0,2+2\cdot0,3+1\cdot0,4+4\cdot0,1)-1}=\dfrac{1}{3}\approx0,33 \end{array}$

2. Нет единого метода измерения рыночной концентрации, т.к. существует несколько факторов, влияющих на этот показатель, и учесть их все в одном индексе достаточно сложно.

Показатель $\dfrac{1}{n}$ является наиболее простым для вычисления (необходимо знать только количество фирм), но, с другой стороны, этот показатель никак не учитывает относительный размер фирм на рынке.

Индекс HHI учитывает размеры фирм, но он недооценивает роль фирм небольшого размера.

Индекс HTI увеличивает значение мелких фирм на рынке из-за умножения их рыночных долей на более высокий ранг.

3. Пусть х – доля Фирмы 2, у – доля Фирмы 3.

Доля в суммарном объёме продаж $(s_i)$ Ранг $\left(R_i\right)$
Фирма 1 0,2 3
Фирма 2 x 2
Фирма 3 y 1
Фирма 4 0,1 4
Сумма 1

При этом $x+y=0,7.$

Чтобы Фирма 3 была на втором месте, должно выполняться условие $0,2\lt y\lt x.$

Индекс $HTI=\dfrac{1}{2x+4y+1}.$

Решая систему $\begin{cases} HTI=\dfrac{1}{2x+4y+1} \\ x+y=0,7 \\ 0,2\lt y\lt x\end{cases},$ получим, что $\dfrac{10}{31}\lt HTI\lt \dfrac{5}{14}.$

4. Задача 4 ОЧ-2014 (8-9 класс)

В последнее десятилетие в некоторых странах мира были проведены кардинальные реформы системы школьного образования. В частности, вместо одинакового для всех старшеклассников набора дисциплин в некоторых странах перешли на системы «курсов по выбору», когда учащиеся сами могут выбирать, какие классы им посещать.

Страна А подумывает о целесообразности перехода на подобную систему с гибкой программой для старшеклассников (последний год обучения в школе). Цель реформы – увеличить средний балл выпускников по ЕГЭ. Своё решение правительство страны принимает на основе данных о результатах реформы в двух других странах. В стране N всегда действовала классическая система с обязательной учебной программой, в то время как в стране M сначала действовала классическая система образования, но затем была проведена реформа, и с 2010 года все выпускники школ учились по системе «курсов по выбору». Ниже приведены имеющиеся данные о среднем балле по ЕГЭ в этих странах:

2006 2007 2008 2009 2010
Страна N 30 33 36 40 43
Страна M 41 44 47 50 57

Вам предлагается подготовить своё экспертное заключение для правительства, обсудив чужие мнения и предложив свою собственную оценку. Постарайтесь при этом максимально использовать имеющиеся данные.

  1. На основании имеющейся информации первая группа экспертов сделала вывод, что реформа позволит увеличить средний балл по ЕГЭ приблизительно на 7 пунктов. Как Вам кажется, на чём основана эта оценка? Почему, скорее всего, она плохо отражает истинный эффект реформы?
  2. Между тем, вторая группа экспертов считает, что реформа сможет увеличить средний балл по ЕГЭ приблизительно на 14 пунктов. Как Вам кажется, на чём основана эта оценка? Почему, скорее всего, она плохо отражает истинный эффект реформы?
  3. Можете ли Вы предложить более надежную оценку эффекта от реформы на основе имеющейся информации? Какие у неё могут быть недостатки?
  4. Используя данные о среднем балле ЕГЭ в двух странах в 2006-2009 годах, проанализируйте надежность вашей оценки.
Решение

1. Очевидно, данная группа экспертов сравнила результаты ЕГЭ до и после реформы в стране M. Таким образом, эксперты предполагают, что реформа – единственный фактор, изменившийся с 2009 года по 2010 год и повлиявший на результаты ЕГЭ.

Эту предпосылку трудно назвать реалистичной: например, правительство могло провести другие реформы, прямо или косвенно влияющие на успеваемость старшеклассников (переподготовка педагогических кадров, изменение программы учебных дисциплин), могли измениться условия сдачи экзаменов. Наконец, выпускники разных лет могут отличаться по общему уровню успеваемости. К тому же, в стране М каждый год наблюдался устойчивый рост среднего балла на 3 пункта, однако эксперты не учли этого факта.

2. Данная группа экспертов сравнила результаты ЕГЭ в 2010 году в двух странах. Тем самым эксперты неявно предполагают, что вся разница в результатах ЕГЭ объясняется различиями в организации школьной программы в старших классах. Иными словами, эксперты не принимают во внимание потенциальные различия между начальной школой в двух странах, между воспитанием подростков и спросом экономики на различные уровни образования.

3. Можно заметить, что часть недостатков двух оценок можно нивелировать, если сравнить результаты одновременно между годами и странами. Предполагая, что существуют общие факторы, влияющие на результаты ЕГЭ в обеих странах, их роль можно оценить, используя данные в 2009-2010 годах по стране N, в которой не было реформы. Данный эффект равен 3. Между тем средний балл ЕГЭ вырос в 2009-2010 годах в стране M, где была проведена реформа, на 7 баллов. Разницу между двумя показателями (4 пункта) логично отнести на счёт реформы.

Хотя данная оценка более надежна, чем предыдущие два варианта, у неё также имеются существенные недостатки:

  • Прежде всего оценка предполагает, что все факторы, помимо реформы, влияющие на результаты ЕГЭ в двух странах, у них одинаковые. Если, скажем, страны N и M провели иные реформы в 2009 году, то это может привести к относительному росту результатов в стране M, даже если интересующая экспертов реформа реально не имела никакого эффекта.
  • Оценка сделана на основе данных о двух конкретных годах и регионах. Нельзя до конца быть уверенным, что реформа будет иметь одинаковый эффект при других обстоятельствах.
  • Оценка основана на очень небольшом объёме данных, поэтому скорее всего не отличается большой точностью. Если бы имелось больше информации из других регионов, можно было бы получить более надёжную оценку или по крайней мере сделать вывод о её точности.

4. Как отмечено выше, одна из главных предпосылок последней оценки заключается в том, что страны очень похожи за исключением проведения реформы. То есть изменения в результатах ЕГЭ между годами в двух странах обусловлены одними и теми же факторами. Хотя проверить точно это предположение при имеющихся данных невозможно. Естественно ожидать, что если оно верно, то динамика ЕГЭ в годы перед реформой в двух странах должна быть схожа. Действительно, согласно данным таблицы, в обеих странах в 2006-2009 годах рост результатов ЕГЭ составлял 3-4 балла в год. Если нарисовать два графика, можно заметить, что в двух странах “параллельные тренды”.